«Сегодня, во время информационной войны Россия сдается без боя», — Вера Южанская, главред газеты «Наше Время» Ростов-на-Дону

Ростовская область сегодня оказалась на грани информационной изоляции. Изоляции исключительно от российских СМИ. Потому как украинские в приграничных территориях вполне доступны. Такой вывод можно было сделать по итогам выступления на недавнем форуме «Качественная пресса России и перспективы ее развития» Веры Южанской, директора и главного редактора ростовской газеты «Наше Время». После окончания форума главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина пообщалась с коллегой.

— Вера Николаевна, во время своего яркого выступления на форуме «Качественная пресса России» вы рассказали про потрясающее для нас, москвичей: в Ростовской области сегодня существуют целые районы, жители которых не имеют не то, что доступа в Интернет, у них даже телевидения нет. Если не считать украинские каналы… Это прям действительно какая-то информационная блокада. В чем причина?

— Во-первых, зоны, про которые я говорила, это так называемые «зоны затрудненного вещания» — там просто нет технической возможности для трансляции телевизионных каналов. Из-за рельефа, из-за отдаленности, из-за нехватки оборудования… Аналоговое оборудование убрали, а цифровое еще не смонтировали. Поэтому сигнал сейчас недоступен. Однако «прелесть» ситуации в том, что эти территории приграничные с Украиной. И здесь прекрасно принимаются украинские каналы, бандеровские в основном. А наши, российские, нет.

— И даже «Первого канала» нет?

— Никакого нет! И местных новостей нет. Ничего сюда не доходит.

— Хорошо, а российская печать доходит?

— Пока печать доходила. Но это закончится этим летом. Потому что цены на подписку сейчас изменятся настолько, что никто ничего выписывать не будет. Кстати, широкополосного Интернета там тоже нет…

— Ну это я уже поняла…

— И выходит, что в хутора доходят только почтальоны. Так скажите мне: какой почтальон будет ходить по дальним хуторам за тысячу рублей в месяц? Никакой!

— Как «за тысячу»? Вроде бы больше было…

— Именно одна тысяча рублей будет ему платиться из-за того, что нагрузка уменьшится — подписчиков то уже не будет. В сельском районе 900 рублей за комплект газет — просто неподъемная цена.

— Это теперь такая стоимость подписки на полугодие?

— Да, это стоимость подписки на выпускаемую нашей редакцией общественно-политическую газету «Наше время». 900 рублей! Подписчик просто физически не сможет на нее подписаться. Потому что, если он подпишется, ему кушать будет нечего. Когда стоит выбор — купить хлеба или газету, человек выбирает хлеб, и он прав.

— Чтобы полностью представить картину бедствия: каков средний достаток людей, проживающих в таких удаленных районах?

— Например, сельская пенсия 7 тысяч 800 рублей. А подработки там очень мало.

— То есть, грубо подсчитав, получается, что подписчик должен расстаться с примерно 12% своего месячного дохода…

— А потом нам будут говорить: «услуга подписки не востребована у населения»! Правильно, так и будет, если ее сначала сделать недоступной. А она становится именно недоступной, люди отвыкают читать. Ситуация на мой взгляд просто катастрофическая!

Сейчас усилилось давление на информационное пространство России. Против нас работает серьезная агитационная машина, в которой задействованы хорошие специалисты и большие деньги. А мы в это сложное время сдаем без боя свое информационное поле. Мы просто уходим из него, сами уничтожаем свои газеты. Причем это касается не только областных изданий, но и районных, городских, федеральных… Ни одна из них в глубинку не дойдет — их просто не выпишут за такие деньги. Понимаете, газеты уходят с рынка. И все эти рассказы про то, что повышение тарифов повлечет удорожание подписки в среднем всего на 25%... Вот «Наше Время» дорожает на 90%! А ведь люди хотят читать, хотят выписывать, но им просто не дают этого сделать — вот в чем беда.

Я, как один из учредителей АРС-Пресс (Альянс руководителей региональных СМИ России — прим. PlanetaSMI.RU), часто общаюсь с коллегами со всей страны. Поэтому могу с уверенностью сказать, что у всех происходит все то же самое. Почему этого не понимает наше правительство? Ну как можно было разрешить в условиях информационной войны повышать тарифы на доставку подписки? Я совершенно не считаю врагом «Почту России», Боже упаси! Я просто хочу понять — зачем? Однозначно, сокращение тиражей увеличит убытки почты и приведет к сокращению числа почтальонов. А их и так мало. Начнется закрытие почтовых отделений… Такие сокращения, что, для почтового бизнеса будут лучше?

— Бизнесом в условиях настоящей информационной войны чаще всего жертвуют, ради сохранения…

— Если речь идет о том, чтобы разбогатело определенное количество людей — тогда все понятно. Но нельзя же жертвовать информационной безопасностью страны ради их благополучия. Почему надо плюнуть на обычных людей? Я уже не говорю о том, что типографии потеряют заказы, что журналисты окажутся на улицах, что почтальонам урежут зарплаты… Так о чьем благополучии мы сейчас говорим? Кому от этого станет легче? Решение о повышении тарифов на доставку тиражей мне кажется по меньшей мере крайне непродуманным.

Мы с коллегами несколько раз собирались для того, чтобы выработать какие-то предложения по сохранению подписки…

— Какие?

— Ну мы говорили, например, о работе с налоговым законодательством…

— В каком ключе?

— Почему бы не обнулить налог на подписку? Почему все государства мира поддерживают общественно-политические издания, а наше нет? Всю прессу, независимо от того частная она, или государственная, надо поддерживать. Ну нет в отдаленных районах Интернета, и не будет в ближайшее время. Но при этом там еще сохранилось привычное к чтению газет поколение. Люди хотят читать. А мы вдруг губим подписку. Почему? Кому выгодно? Явно не государству. Наоборот, это вредит ему. Вредит читателю. Вредит информационному полю. Вредит медиасообществу. Всем вредит! Тогда кому польза?

— Наверное, будущим акционерам почты…

— Это хорошо, конечно, но ради них я не готова губить газету, которая просуществовала 93 года. И читатели, которых сегодня 15 тысяч человек, тоже этого не хотят.

— Ого, 15 тысяч — хороший тираж…

— Да, и он почти полностью подписной. А подписчики — это остатки той «самой читающей страны в мире». А мы их сейчас уничтожаем. Не так давно мы готовились запустить образовательный проект в школах, направленный на привлечение детей к чтению, к общественной активности. С чем мы теперь остаемся? Нас лишают всех возможностей. Неужели интересы всей страны стоят того, чтобы разбогатели акционеры «Почты России»?

— Повышение тарифов — это факт на сегодня, и ничего с этим не сделать. В любом случае, издателям нужно думать, как жить дальше. У вас есть идеи?

— У меня есть надежда, что нам все-таки удастся достучаться до людей, которые действительно что-то в этой стране решают, и которые поймут, что нельзя так поступать. Сейчас же на издательском рынке уже начались печальные изменения. Одни издания, чтобы уцелеть, сокращают периодичность выхода. И газета перестает быть газетой, переходя в еженедельный формат. Другие уменьшают количество полос, сокращают сотрудников. Что делается, что делается… (вздыхая, разводит руками) Это ужасно… Ужасно!

— Да, выписывать вместо ежедневки еженедельник, да еще за такую цену, мало кто будет.

— Да! Так его еще и не принесут, потому что объемы корреспонденции резко упадут, и придется сокращать количество почтальонов. Да, сейчас их зарплата 6-7 тысяч рублей, но они же работают на ставке, которая из-за падения объемов сократиться до одной тысячи. И кто за такие деньги пойдет в хутор с одной газетой?

— А разбросанность хуторов по области большая?

— Конечно, большая. У нас в области более 4 млн населения, а расстояния огромные. Есть районы, где проживает всего 15 тысяч человек, а чтобы добраться до них, нужно преодолеть путь примерно такой же, как от Москвы до Питера. Вот такие концы! Вы поймите, что это решение об отмене дотаций и повышении тарифов для нас, издателей, как гром средь неба. И подготовиться к нему, кроме как самоуничтожением, мы не смогли.

— А создание собственной системы доставки по области не спасет?

— Если в стране есть единый почтовый оператор, то зачем ее создавать? Доставка — это принципиально другой бизнес. И потом, извините, где взять на это средства?

— Из Москвы не всегда видно, что на самом деле твориться в регионах. Но вы наверняка били в колокола на местном уровне. Какова была реакция властей?

— Конечно. И 24 апреля депутаты Законодательного собрания Ростовской области обратились в Минсвязи с просьбой о снижении почтовых тарифов.

— То есть руководители на местном уровне проблему понимают и издателей поддерживают?

— Да, мы объяснили им ситуацию. Но факт в том, что быстро скорректировать ее нельзя, тем более что подписка уже началась. Что издатели успели сделать в рамках досрочной подписной компании, то сделали. В первую очередь они обращались к своим читателям — мол, будет такая беда, успейте подписаться по прежним ценам.

— Ну, это спасение только на одну подписную компанию. В дальнейшем то такой возможности не будет.

— А дальше — всё. И это очень опасно. Очень! Повторю: именно ростовская область сегодня становится территорией для прогонки технологий Майдана. Усиленно идет пропаганда с целью повторить Майдан в России.

— Какие украинские телеканалы в области транслируются?

— Например, «Перший» (Национальный канал Украины — прим. PlanetaSMI.RU), и еще несколько… Они все бандеровские. Они уже года два в области ловятся, а все их программы четко направлены на разделение России. Поэтому-то для меня так удивительно все, что происходит сегодня с подпиской. И я понимаю, что это тенденция. Вот, например, на форуме «Качественная пресса России» присутствовал представитель Союза журналистов Болгарии, который после моего рассказа о ситуации в области, поведал об аналогичной в свой стране. Когда в Болгарии возникло напряжение на приграничных территориях с Турцией, вдруг оказалось, что местное телевидение здесь не ловится, зато прекрасно транслируется турецкое.

— Совпадение?

— Это не совпадение — это целая информационная технология, одним из звеньев которой является то, что сейчас происходит на нашем подписном рынке. Потому что совершенно работоспособную систему информирования населения источником, которому люди доверяют, хотят убрать, оставив читателей довольствоваться слухами в информационном вакууме. Но свято место пусто не бывает. Его займут очень быстро, можете не сомневаться.

— Как известно, у нас есть несколько каналов донесения печати до читателя: киоски, подписка, продажи прессы в магазинах. Так вот, когда мы начинали корить чиновников за снос киосков, те отвечали: с доступом к газетам у нас в области все нормально — есть подписка, пусть люди ее и оформляют. Сейчас ситуация обратная: подписка гибнет, а киоски есть далеко не везде. Чиновники начинают «посылать» народ в супермаркеты… Ну не глупость? Как человеку из хутора купить что-то в супермаркете? Вот я и хочу у вас спросить: являются ли подобные мнения чиновников адекватным? Можно ли подписку заменить какой-то другой формой донесения печатного слова?

— Мнение чиновника в отношении любой проблемы… Главное, чего он хочет: чтобы лично его ни в чем не упрекнули, и «как бы чего не вышло». Все! Суть вопроса тут совершенно не причем. Человеку главное отчитаться. Бюрократия — структура самодостаточная. Она сама воспроизводится. Чиновники живут в своем внутреннем мире — мире хождения бумажки, документооборота. Бумажка отписана — значит, дело выполнено. И больше ничего им не надо.

Что касается замены одного канала распространения прессы другим, то я считаю, что это невозможно. В супермаркетах можно продавать развлекательные журналы, но никак не общественно-политические газеты. За газетой в супермаркет никто не поедет. Подписчик газеты — человек думающий, сделавший сознательный выбор в пользу конкретного издания. Ему нужно именно чтение, а не листание картинок.

А что касается киосков… Давайте не будем о грустном. На хуторах — какие киоски? Это бред.

Замены подписке в России не существует. Большая у нас страна, очень большая…. И такой большой стране просто необходим единый почтовый оператор. Если наше правительство хочет, чтобы Россия была единым государством, а не отдельными лоскутами, оно должно думать и о едином почтовом операторе, а не об акционерном обществе, участники которого станут немножечко богаче.

Источник: PlanetaSMI.RU