Рынок ликует! Еще бы: наконец-то, посредством активистов состоявшегося в апреле в Северной столицы Медиафорума, до президента была донесена информация о том катастрофическом положении, в котором оказались издатели из-за недальновидного решения об отмене дотаций на доставку подписки. Владимир Владимирович отрасль услышал, и уже буквально через несколько дней на официальном сайте Президента РФ был опубликован текст распоряжения по данному вопросу.
Как будут развиваться события дальше — увидим в самое ближайшее время. А пока за комментариями PlanetaSMI.RU обратилась в Ассоциацию распространителей печатной продукции. Председатель ее правления Александр Оськин уверен: решение президента — сенсация для медиарынка, однако ставит на повестку дня вопрос о способах его реализации.
— Александр Владимирович, на прошедшем в конце апреля в Санкт-Петербурге Медиафоруме президенту Путину был задан вопрос о судьбе региональных СМИ и подписки с учетом того, что дотации на доставку подписных тиражей для «Почты России» недавно были отменены. И вот, буквально через несколько дней, Владимир Владимирович дал поручение Правительству России разработать меры по поддержке и подписки, и СМИ. Свершилось то, чего так долго отрасль добивалась?
— Решение президента, конечно, сенсационное. Мы долгие годы говорили о необходимости поддержки печатных СМИ, и они наконец-то получили такую поддержку от первого лица государства. И лично я исключительно рад, что такое поручение состоялось. Но после некоторой эйфории, которую ты испытываешь, ознакомившись с текстом поручения, возникает вопрос — а как оно будет реализовано? Ведь, к сожалению, у нас довольно часто хорошие идеи реализуются настолько плохо, что наносят еще больший вред. Как говориться: благими намерениями дорога в ад выложена.
— И какие аспекты, на ваш взгляд, должны стать во главе угла при реализации поручения президента?
— Поскольку в поручении сказано о поддержке социально-значимых СМИ, то, на мой взгляд, к таковым необходимо отнести все средства массовой информации, зарегистрированные в нашей стране, исключая эротические и рекламные издания. То есть это все те газеты и журналы, которые, согласно закону о СМИ, носят культурный, научный и образовательный характер, а потому и являются социально-значимыми. Среди региональных изданий в эту категорию попадает примерно 4 тыс. газет и журналов. И вот все они должны получить дотации на подписку.
— Каким путем правительство может обеспечить реализацию этих дотации? За последний год называлось много различных вариантов…
— Мы считаем, что самый действенный механизм, проверенный годами — это через «Почту России». Таким образом дотации, выделяемые почтовому оператору на доставку подписных тиражей, на самом деле получает не сама почта — в данном случае она лишь инструмент, — и не издания, а именно подписчики, которым предоставляет возможность оформить подписку по оптимальной цене. Другого механизма в России просто нет. Создавать другой механизм, альтернативный «Почте России» — безумие; это обойдется дороже, чем сами дотации. Поэтому мое мнение: почтовому оператору должно быть передано право на распределение дотаций на подписку, как это и было до 1 июля сего года, а уже почта будет обеспечивать эффективный механизм дотирования доставки подписных изданий. Это было бы эффективно и правильно.
Другой вопрос, каким будет объем этих дотаций. Мне кажется, что дотации на подписку, чтобы они были действительно эффективны, должны быть в объеме, покрывающем полностью убытки «Почты России» по доставке подписных изданий.
— Но это немалая сумма… Может быть стоит на отраслевом уровне предложить какие-то механизмы ее оптимизации? Вот, например, не так давно на одном из заседаний Альянса в поддержку подписки генеральный директор компании «Урал-Пресс» Константин Астафьев предлагал осуществлять дотирование только подписчиков — физических лиц. А юридические лица, то есть корпоративные подписчики, пусть так и подписываются по новым ценам…
— Идея здравая, и лично я поддерживаю коллегу Астафьева. Дотации должны быть исключительно для граждан Российской Федерации, и никоим образом не для юридических лиц. И вот тут как раз заключается одна из задач «Почты России» — суметь дифференцировать подход. Еще раз повторю: дотации должны касаться не абстрактных СМИ, не почты, не компаний и корпораций, а непосредственно населения нашей страны. Чтобы обычные люди получали газеты и журналы по льготным ценам, а не предприятия и холдинги, оформляющие корпоративную подписку в офисы. Это было бы и политически, и социально очень грамотно. Согласитесь, смешно, если подписка будет дотироваться для какого-нибудь отделения «Газпрома» в Новосибирске.
— А что сейчас происходит с подписными тиражами — у АРПП есть актуальные данные?
— Конечно, такие данные у нас есть (см. таблицу в конце текста — прим. PlanetaSMI.RU). И резюмируя их, можно говорить, что вопреки обещаниям о поднятии на 25%, во многих случаях конечные подписные цены выросли на 50, 70, а то и более 100%. Положение на рынке очень плачевное. Поэтому так важно, что президент страны обратил внимание на проблемы издателей, особенно региональных. И есть шанс, что он им поможет.
***
Таблица 1
Рост цен на подписные региональные издания во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года (примеры по 1-ой тарифной зоне)
Издание |
Издатель |
Подписная цена в первом полугодии 2014 года (в руб.) |
Подписная цена во втором полугодии 2014 года (в руб.) |
% увеличения цены |
«Волгоградская правда» |
ИД «Волгоградская правда» |
736,86 |
1259,34 |
70,9% |
«Звезда» (Пермь) |
ИД «Звезда» (Пермь) |
453,60 |
906,84 |
99,9% |
«Тюменские известия» |
ИД «Тюменские известия» |
659,52 |
1305,48 |
97,9% |
Газета «Советская Сибирь» (Новосибирск) |
ИД «Советская Сибирь» (Новосибирск) |
656,04 |
1227,48 |
87,1% |
Газета «Рязанские ведомости» |
ИД «Рязанские ведомости» |
629,94 |
1109,82 |
76,2% |
Газета «Нижегородская правда» |
ИД «Нижегородская правда» |
496,38 |
803,64 |
61,9% |
«Областная газета» (Екатеринбург) |
ИД «Областная газета» |
577,08 |
947,10 |
64,1% |
Газета «Адыгэ Мак» (Голос Адыга, Республика Адыгея) |
ИД «Адыгэ Мак» |
431,52 |
874,56 |
102,7%
|
Примечание: во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й тарифных зонах произошло более значительное повышение подписных цен.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU