«Есть шанс, что президент поможет региональным издателям в подписке», — Александр Оськин, АРПП

Свершилось долгожданное: глава государства Владимир Путин дал распоряжение Правительству РФ разобраться — из-за чего вдруг забили в колокола по всей стране издатели, а также принять меры по выделению дополнительных дотаций на доставку подписных тиражей.

Рынок ликует! Еще бы: наконец-то, посредством активистов состоявшегося в апреле в Северной столицы Медиафорума, до президента была донесена информация о том катастрофическом положении, в котором оказались издатели из-за недальновидного решения об отмене дотаций на доставку подписки. Владимир Владимирович отрасль услышал, и уже буквально через несколько дней на официальном сайте Президента РФ был опубликован текст распоряжения по данному вопросу.

Как будут развиваться события дальше — увидим в самое ближайшее время. А пока за комментариями PlanetaSMI.RU обратилась в Ассоциацию распространителей печатной продукции. Председатель ее правления Александр Оськин уверен: решение президента — сенсация для медиарынка, однако ставит на повестку дня вопрос о способах его реализации.

— Александр Владимирович, на прошедшем в конце апреля в Санкт-Петербурге Медиафоруме президенту Путину был задан вопрос о судьбе региональных СМИ и подписки с учетом того, что дотации на доставку подписных тиражей для «Почты России» недавно были отменены. И вот, буквально через несколько дней, Владимир Владимирович дал поручение Правительству России разработать меры по поддержке и подписки, и СМИ. Свершилось то, чего так долго отрасль добивалась?

— Решение президента, конечно, сенсационное. Мы долгие годы говорили о необходимости поддержки печатных СМИ, и они наконец-то получили такую поддержку от первого лица государства. И лично я исключительно рад, что такое поручение состоялось. Но после некоторой эйфории, которую ты испытываешь, ознакомившись с текстом поручения, возникает вопрос — а как оно будет реализовано? Ведь, к сожалению, у нас довольно часто хорошие идеи реализуются настолько плохо, что наносят еще больший вред. Как говориться: благими намерениями дорога в ад выложена.

— И какие аспекты, на ваш взгляд, должны стать во главе угла при реализации поручения президента?

— Поскольку в поручении сказано о поддержке социально-значимых СМИ, то, на мой взгляд, к таковым необходимо отнести все средства массовой информации, зарегистрированные в нашей стране, исключая эротические и рекламные издания. То есть это все те газеты и журналы, которые, согласно закону о СМИ, носят культурный, научный и образовательный характер, а потому и являются социально-значимыми. Среди региональных изданий в эту категорию попадает примерно 4 тыс. газет и журналов. И вот все они должны получить дотации на подписку.

— Каким путем правительство может обеспечить реализацию этих дотации? За последний год называлось много различных вариантов…

— Мы считаем, что самый действенный механизм, проверенный годами — это через «Почту России». Таким образом дотации, выделяемые почтовому оператору на доставку подписных тиражей, на самом деле получает не сама почта — в данном случае она лишь инструмент, — и не издания, а именно подписчики, которым предоставляет возможность оформить подписку по оптимальной цене. Другого механизма в России просто нет. Создавать другой механизм, альтернативный «Почте России» — безумие; это обойдется дороже, чем сами дотации. Поэтому мое мнение: почтовому оператору должно быть передано право на распределение дотаций на подписку, как это и было до 1 июля сего года, а уже почта будет обеспечивать эффективный механизм дотирования доставки подписных изданий. Это было бы эффективно и правильно.

Другой вопрос, каким будет объем этих дотаций. Мне кажется, что дотации на подписку, чтобы они были действительно эффективны, должны быть в объеме, покрывающем полностью убытки «Почты России» по доставке подписных изданий.

— Но это немалая сумма… Может быть стоит на отраслевом уровне предложить какие-то механизмы ее оптимизации? Вот, например, не так давно на одном из заседаний Альянса в поддержку подписки генеральный директор компании «Урал-Пресс» Константин Астафьев предлагал осуществлять дотирование только подписчиков — физических лиц. А юридические лица, то есть корпоративные подписчики, пусть так и подписываются по новым ценам…

— Идея здравая, и лично я поддерживаю коллегу Астафьева. Дотации должны быть исключительно для граждан Российской Федерации, и никоим образом не для юридических лиц. И вот тут как раз заключается одна из задач «Почты России» — суметь дифференцировать подход. Еще раз повторю: дотации должны касаться не абстрактных СМИ, не почты, не компаний и корпораций, а непосредственно населения нашей страны. Чтобы обычные люди получали газеты и журналы по льготным ценам, а не предприятия и холдинги, оформляющие корпоративную подписку в офисы. Это было бы и политически, и социально очень грамотно. Согласитесь, смешно, если подписка будет дотироваться для какого-нибудь отделения «Газпрома» в Новосибирске.

— А что сейчас происходит с подписными тиражами — у АРПП есть актуальные данные?

— Конечно, такие данные у нас есть (см. таблицу в конце текста — прим. PlanetaSMI.RU). И резюмируя их, можно говорить, что вопреки обещаниям о поднятии на 25%, во многих случаях конечные подписные цены выросли на 50, 70, а то и более 100%. Положение на рынке очень плачевное. Поэтому так важно, что президент страны обратил внимание на проблемы издателей, особенно региональных. И есть шанс, что он им поможет.

***

Таблица 1

Рост цен на подписные региональные издания во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года (примеры по 1-ой тарифной зоне)

Издание

Издатель

Подписная цена в первом полугодии 2014 года (в руб.)

Подписная цена во втором полугодии 2014 года (в руб.)

% увеличения цены

«Волгоградская правда»

ИД «Волгоградская правда»

736,86

1259,34

70,9%

«Звезда» (Пермь)

ИД «Звезда» (Пермь)

453,60

906,84

99,9%

«Тюменские известия»

ИД «Тюменские известия»

659,52

1305,48

97,9%

Газета «Советская Сибирь» (Новосибирск)

ИД «Советская Сибирь» (Новосибирск)

656,04

1227,48

87,1%

Газета «Рязанские ведомости»

ИД «Рязанские ведомости»

629,94

1109,82

76,2%

Газета «Нижегородская правда»

ИД «Нижегородская правда»

496,38

803,64

61,9%

«Областная газета» (Екатеринбург)

ИД «Областная газета»

577,08

947,10

64,1%

Газета «Адыгэ Мак» (Голос Адыга, Республика Адыгея)

ИД «Адыгэ Мак»

431,52

874,56

102,7%

 

Примечание: во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й тарифных зонах произошло более значительное повышение подписных цен. 

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU