Прессу оставят без лекарств

Реклама может исчезнуть из кинотеатров, а в газетах ее ограничат

Рекламу в кинотеатрах хотят запретить. И наложить вето на публичное продвижение каких бы то ни было лекарств. Но зато в рекламные тексты могут вернуться слова "лучший" и "превосходный".

Пакет законопроектов об этом Госдума планирует в среду рассмотреть в первом чтении.

В тексте первого документа так и написано: "Перед демонстрацией фильма не допускается демонстрация рекламы, за исключением социальной рекламы и рекламы фильмов". Откуда такая категоричность? По мнению депутатов, сейчас ситуация не очень справедливая. В кинотеатрах перед показом фильма можно увидеть большой рекламный блок. Он состоит из "трейлеров", то есть анонсов фильмов, которые скоро выйдут в прокат, и коммерческой рекламы товаров и услуг. И последняя вызывает недовольство зрителей, поскольку люди не могут ее пропустить, так как она начинается, когда свет в зале потушен и выйти уже нельзя. Плюс они вынуждены за этот просмотр еще и платить, так как услуги кинотеатров платные. Подобная ситуация недопустима и требует вмешательства, считают авторы документа.

Второй законопроект вводит полный запрет лекарственных препаратов, медицинских изделий и методов лечения в СМИ. Это связано с тем, что 60 тысяч россиян ежегодно умирают от самолечения препаратами, рекламу которых навязывают печатные и телевизионные СМИ. И потребление лекарств в России неуклонно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение среди причин смерти занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням.

Значительную роль при выборе потребителем лекарств оказывает реклама. Для разрешения этой ситуации в странах Евросоюза и США были приняты решительные меры по ужесточению рекламного законодательства лекарственных препаратов. Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных препаратов. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио.

В России тоже есть некоторые ограничения, например, на рекламу лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача. Но эти ограничения незначительны и неэффективны. Результаты различных опросов, проведенных в нашей стране, показали, что только 13-20 процентов россиян посещают врача в случае болезни, около 58 процентов предпочитают самолечение, прибегая к медикаментам. То есть вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, "сильнее боли", а потом, к несчастью, узнает, что у него опухоль головного мозга. Или держа в памяти убедительное двустишие, что некое средство поможет от боли в животе всей семье, многие упорно отказываются от обращения к врачу и в итоге оказываются в операционной с запущенной формой аппендицита.

И наконец, третий законопроект предлагает разрешить называть товар лучшим в рекламе, если он победил в конкурсе. По действующему закону о рекламе, использование таких слов, как "лучший", "абсолютный", в рекламе товаров и услуг запрещено.

В пояснительной записке к документу приводится пример Казахстана, где лучшим производителем товаров для населения в 2012 году, по результатам подведения итогов конкурса на соискание премии президента "Алтын сапа" и конкурса-выставки "Лучший товар Казахстана", был назван казахстанский автосборочный завод. Кроме того, в этом же году в республиканском конкурсе приняли участие 169 производителей, одержавших победу в аналогичных региональных конкурсах. И об этом спокойно говорилось в рекламе.

Вот и у нас предлагается поправить закон о рекламе. Сейчас в нем написано, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами. Это положение предлагается дополнить словами: "кроме сопровождения пометками "лучший, превосходный, совершенный", если такое сравнение не сопровождается высказываниями, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию других участников рынка. Касается это рекламы товаров при проведении и по результатам конкурсов-выставок, торгов, аукционов, в том числе международных.

Марина Грицюк

Источник: Российская газета