Госдума предлагает запретить рекламу презервативов вне специализированных СМИ

Для некоторых из СМИ реклама медицинских изделий — существенная часть дохода

Госдума предлагает рекламировать медицинские изделия (в том числе презервативы, глюкометры и тест-полоски) только в специализированных СМИ, а также на медицинских или фармацевтических выставках, семинарах и конференциях. Такие поправки в закон «О рекламе» Госдума приняла в первом чтении в апреле.

Сейчас закон «О рекламе» запрещает рекламировать вне специализированных СМИ только медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка, — например, томографы. Но число обращений в Госдуму по проблеме засилья рекламы «чудодейственных» медицинских изделий в неспециализированных СМИ растет; количество недобросовестной рекламы в этой сфере значительно, объясняют инициативу депутаты в пояснительной записке к законопроекту.

Для изданий издательского дома «Комсомольская правда» медицинское направление — самая крупная статья доходов, говорит заместитель гендиректора по рекламе и продвижению изданий ИД Владислав Гемст, и медицинские изделия — составная часть этого рынка. По его оценкам, речь идет о нескольких процентах рекламного оборота ИД. В целом же реклама медицинских изделий никогда не была большим сегментом, говорит медиааналитик Василий Гатов, поэтому запрет такой рекламы не принесет ни вреда для СМИ, ни блага для здоровья людей.

По данным аналитического центра Vi, на рекламу медицинских изделий в 2013 г. рекламодатели потратили не более 600 млн руб. (национальное телевидение, центральная пресса, радио и наружная реклама). Самая большая доля рекламы медицинских изделий — в центральной прессе: 1,08%, по данным аналитического центра Vi.

Запрет рекламы вне специализированных СМИ приведет к тому, что потребители не смогут получать информацию о новых продуктах, говорит Евгений Махортов, представитель компании SCA (производит в том числе средства, используемые при недержании): за этой информацией им придется обращаться к врачу, что приведет к увеличению нагрузки на систему здравоохранения. Сколько SCA тратит на рекламу, компания не раскрывает.

К тому же недобросовестная реклама уже запрещена как законом о рекламе, так и законом о защите конкуренции, добавляет директор по вопросам правового регулирования Ассоциации IMEDA Михаил Потапов (комментарии он передал через представителя), так что указание в рекламе на «чудодейственность» медицинского изделия или любой иной не соответствующей действительности информации будет нарушением уже действующего закона.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддерживает тотальный запрет рекламы медицинских изделий, говорит замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. Запрет рекламы вне специализированных СМИ, по ее мнению, должен касаться только медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, — именно такая норма существует сейчас; а например, глюкометры и тонометры важны для самостоятельного поддержания и контроля здоровья.

Пресс-служба Минздрава не ответила на запрос «Ведомостей».

Мария Дранишникова, Анна Афанасьева

Источник: Vedomosti.ru