Рекомендации круглого стола «Диалог медиаотрасли с властью города о проблемах рынка печатных СМИ столицы» (14 мая 2014 г.Москва,Центральный дом журналиста)

Рекомендации по сохранению и развитию системы распространения печатных СМИ в городе Москве (приняты участниками заседания круглого стола «Диалог медиаотрасли с властью города о проблемах рынка печатных СМИ столицы», организованного Союзом журналистов Москвы и Ассоциацией распространителей печатной продукции 14 мая 2014 г.)

Настоящие рекомендации адресованы участникам рынка печатных СМИ столицы, структурам городской администрации и преследуют цели укрепления социального партнёрства столичных властей и медиаотрасли столицы по вопросам сохранения и развития системы распространения прессы. Предлагаемые в рекомендациях меры  направлены на обеспечение беспрепятственного доступа москвичей и гостей Москвы к источникам информации, предлагаемой в объектах, торгующих прессой, оптимизации ассортимента этих объектов, повышения их экономической стабильности.  

Представители медиасообщества, принявшие участие в заседании «круглого стола», отмечают, что в Москве при содействии властей города и благодаря активной работе предприятий-распространителей прессы создана и успешно выполняет свои функции система розничного распространения газетно- журнальной продукции.

На сегодняшний день она представляет собой развитую индустрию оказания социально значимой информационной услуги населению. В этом секторе экономики трудятся свыше 12 тысяч человек, которые предлагают покупателям периодику в более 5 тысячах объектах - киосках и специализированных павильонах прессы, в магазинах самообслуживания, в почтовых отделениях, на бензоколонках, на иных торговых точках. В отрасли печатных СМИ Москвы создана современная технологическая база, включающая складские экспедиционные комплексы, компьютерное обеспечение, курьерскую доставку и ряд других сервисных служб. 

В последнее время по инициативе руководства города решаются сложные задачи по масштабной реформе столичной розницы в соответствии с современными требованиями. Представители медиасообщества заявляют о поддержке курса Правительства Москвы на совершенствование информационного пространства, сохранение общей численности объектов прессы, улучшение дизайна городских строений и оборудования на улицах и площадях столицы и готовы к расширению социального партнёрства с властями. 

Важным элементом программы по обновлению рынка розничных продаж должно стать решение властей города по ряду принципиальных вопросов. В частности, необходимо внести ясность, какие из действующих киосков прессы будут сохранены в Схеме размещения, на каких условиях будет производиться торговля в переходный период перезаключения договоров аренды земельных участков,  какие варианты дизайна и оформления киосков прессы утверждены Москомархитектурой  и приняты Московским Правительством для замены существующих. Причём затягивать с принятием такого решения  нежелательно, т.к. сроки договоров на размещение киосков прессы у большинства распространителей с августа с.г. истекают, а новый порядок их размещения и функционирования пока не принят. 

В целях эффективной реализации стратегической линии на модернизацию системы розничного распространения газет и журналов в Москве представляется целесообразным осуществить следующие меры.

- рекомендовать Городской думе выступить с законодательной инициативой субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы – о внесении изменений в федеральное законодательство, закрепляющих за периодической печатной продукцией и книгами статус социально значимого товара, а за услугами по их распространению - статус социально значимых услуг;

- разработать и принять на уровне Постановления Правительства Москвы «Комплексную программу по поддержке отрасли распространения прессы в Москве и механизма её реализации»;

- просить администрацию Москвы ускорить принятие исполнительного документа Правительства Москвы «Об утверждении Порядка организации розничной торговли печатной продукцией в Москве»;

- рекомендовать Правительству Москвы закрепить соответствующим документом порядок, согласно которому  право на осуществление торговой деятельности по реализации периодической печатной продукции и книг в местах (зонах), установленных Схемой размещения, возникает на основании конкурса и заключенного по результатам конкурса договора на размещение объекта прессы;

- для обеспечения открытости процедуры, недопущения коррупции сами конкурсы необходимо проводить с участием отраслевых общественных объединений. Главными критериями отбора победителей должны стать результаты работы конкурсанта, эффективность выполнения им социальной функции по распространению печатной информации, исполнение требований городских властей, соответствие торгового объекта городским архитектурным нормам и т.д.; 

- по истечении срока действия договоров размещения объектов «Печать» и в случае их замены на утвержденный в установленном порядке вариант, производить переоформление на новый срок (пролонгацию) данных договоров при условии сохранения киосков в Схеме размещения. Действие договора размещения установить на срок не менее 10 лет;

- рекомендовать Москомархитектуре утвердить несколько торговых форматов объектов по реализации прессы с учётом специфики каждого из районов города, особенностей спроса населения на печатную продукцию в данной точке;

- при формировании Схемы размещения НТО «Пресс-стенд» необходимо учесть, что их существование, как вида торговли прессой, наиболее эффективно вблизи метро и транспортно-пересадочных узлов.

- в качестве одной из мер по оказанию экономической поддержки киосковых сетей прессы, увеличению их рентабельности разрешить размещение на такого рода объектах рекламы товаров, реализуемых в них, на коммерческих принципах;

- содействовать практической реализации в полном объёме положений приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации»;

-  для повышения рентабельности распространительского бизнеса снять все ограничения по ассортименту в киосках прессы, согласно ст.8 ФЗ от 29.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;

- в практике реализации мер по укреплению киосковых сетей учитывать негативное влияние бесплатного распространения газет и журналов на экономику медиаотрасли, как фактора обесценивающего печатные СМИ и оказывающего разрушительное действие на систему реализации прессы в городе.

Участники заседания «круглого стола» убеждены, что реализация этих мер позволит создать дополнительные условия для эффективного проведения  позитивных преобразований на рынке распространения периодической печатной продукции, модернизации доступного и удобного канала получения информации и востребованных населением услуг. 

г. Москва,14 мая 2014 года