О реализации поручения Президента РФ В.В. Путина о поддержке региональных СМИ. Резолюция заседания Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы


Мы, участники заседания Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, представляющие издательские дома, подписные агентства и общественные организации медиаотрасли, работающие на всей территории Российской Федерации, заявляем о поддержке поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам состоявшегося 24 апреля 2014 года пленарного заседания Первого Медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации. Члены Альянса готовы всемерно содействовать реализации этого поручения, связанного с предоставлением «дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесённых региональными и муниципальными печатными средствами массовой информации, осуществляющими выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов».

овышение тарифов на доставку газет и журналов подписчикам накануне подписной кампании на второе полугодие 2014 года привело к значительному росту подписных цен региональных газет и журналов. Доля почтовых услуг в подписной цене региональных изданий возросла с 42 до 58% (для федеральных – с 20 до 30%). По мнению экспертов медиаотрасли, столь значительное увеличение «почтовой составляющей» подписных цен региональной прессы может привести к закрытию значительной части региональных издательских домов. Единственный выход из сложившейся ситуации состоит в выделении региональной прессе государственных дотаций. О необходимости таких дотаций идет речь в поручении Президента РФ В.В.Путина Председателю Правительства РФ Д.В.Медведеву от 28 апреля 2014 года.

Успешность выполнения данного поручения Президента РФ зависит от создания эффективного механизма распределения государственных дотаций. В рамках действующей технологии подписки, все свои затраты, связанные с выпуском, распространением и тиражированием изданий, издатель делает заранее. В случае предоставления ему дотаций постфактум, после завершения подписной кампании, он не сможет пропорционально снизить каталожные цены на свои газеты и журналы. Не сможет снизить стоимость почтовой доставки его газет и журналов и ФГУП «Почта России».

В целях сохранения тиражей региональной прессы, необходимо использование механизма, позволяющего дотировать региональных издателей до и во время подписной кампании, а не после ее окончания. Такой механизм использовался в 2008-13 годах для сдерживания роста почтовых тарифов на прием подписки у населения и доставку подписчикам газет и журналов. Для этого государство выделяло федеральному почтовому оператору субсидии на покрытие убытков, возникающих из-за сдерживания роста тарифов.   

Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы предлагает обратиться в Правительство РФ с предложением поручить Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям определить перечень региональных и муниципальных изданий, подлежащих дотированию из федерального бюджета, а также определить размер дотирования и разработать механизм субсидирования.

Формой дотирования может стать подтвердившее свою эффективность субсидирование почтовых тарифов региональной прессы на прием подписки у населения и доставку газет и журналов подписчикам.

В зависимости от выбора методов определения региональных изданий, осуществляющих «выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов», и объема дотаций (полное или частичное дотирование), для реализации поручения Президента РФ может понадобиться от 2 до 4 млрд. рублей ежегодно, в расчете на две подписные кампании.

 Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы готов оказать Правительству РФ, ФГУП «Почта России» и иным заинтересованным организациям необходимую помощь в определении количества и номенклатуры региональных СМИ, входящих в число региональных и муниципальных печатных СМИ, осуществляющих «выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов». Эксперты Альянса готовы также оказать помощь в определении необходимой суммы дотаций для поддержки этих газет и журналов и разработать подробный механизм предоставления необходимых дотаций.

Считаем также целесообразным обратиться с просьбой в Государственную Думу РФ принять поправку к действующему закону «О СМИ» о признании печатных СМИ социально значимым товаром, а распространение печатной продукции – социально значимой услугой.

14 мая 2014 года, г. Москва