Как известно, с прошлого года на всех уровнях — и в Правительстве Москвы, и в Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), — началась активная проработка механизма реализации этой задачи. В АРПП была создана рабочая группа по созданию «Дорожной карты» и сформирован постоянно действующий сектор по Москве, что было нацелено на решение программы замены киосков прессы в городе.
Одним из направлений деятельности рабочей группы была координация усилий профессионального сообщества в разработке европейских вариантов киосковых конструкций для торговли прессой в Москве. Это должны были быть современные, внешне привлекательные конструкции, которые своим видом украшали бы улицы города. Кроме того, в них должно было быть комфортно продавцам. И самое главное, эти киоски должны были являться удобными для покупателей.
В ходе реализации этой задачи нами изучался опыт зарубежных, особенно европейских стран, а также различных регионов России. Помимо всего прочего, при разработке киосковых конструкций необходимо было учесть климатические особенности Москвы, ее архитектурный облик, особенно в исторической части города, и учесть тенденцию развития градостроительной политики столицы.
Нами было разработано техническое задание для завода-изготовителя на новый киоск и подготовлено техническое обоснование на выделение мощности по его энергоснабжению, которые были переданы на согласование в Департамент СМИ и рекламы г.Москвы.
Активное участие в разработке новых киосковых конструкций европейского типа приняли участие ЗАО «Центропечать», ХК «Сегодня-пресс», а так же ГК «Кардос», которая презентовала новый тип киоска 22 августа 2013 года. К началу 2014 года было установлено порядка 25 таких объектов.
В ноябре прошлого года рабочей группой был сформирован Альбом дизайнерских решений нестационарных торговых объектов со специализацией «печать» для Москвы, в который вошли 10 вариантов новых модулей. Альбом был сначала разослан распространителям рынка прессы на обсуждение, а затем для изучения мнения отраслевого сообщества среди ведущих операторов рынка было проведено рейтинговой голосование, которое показало предпочтения основной массы распространителей.
Первое место в рейтинговом голосовании занял киоск, разработанный ЗАО «Центропечать». Данный нестационарный торговый объект (тип «Европейский») площадью 9 кв.м. имеет современный эргономичный дизайн, который великолепно вписывается в архитектурный план города, подчеркивая последние тенденции градостроительства. Он отвечает высокому ритму жизни современного мегаполиса, снабжен раздвижными витринами, которые позволят, не тратя время, быстро выбрать и приобрести понравившийся товар.
Киоск типа «Европейский». Слайд из презентации Аллы Игнатьевой
Киоск может эксплуатироваться в нескольких вариантах трансформации, что позволяет легко адаптировать его к сложившейся окружающей архитектурной среде, как на улицах, так и на внутриквартальных территориях.
После этого, в декабре 2013 года, рабочая группа направила Альбом дизайнерских решений с результатами рейтингового голосования по новым конструкциям киосков в Департамент СМИ и рекламы г.Москвы для дальнейшего согласования его в Москомархитектуре. При этом мы считаем целесообразным утвердить несколько торговых форматов объектов по реализации прессы с учетом специфики каждого из районов города, особенностей спроса населения на печатную продукцию.
Из Департамента СМИ и рекламы мы получили три типа объектов, которые, как нам сказали, были утверждены Москомархитектуры. Это объект, разработанный ЗАО «Центропечать», объект «Мегаполис» (данного объекта не было в разработанном нами альбоме), и объект, разработанный ГК «Кардос». Утвержденного альбома мы не видели. Нам сообщили, что будет создан общий каталог после изготовления опытных образцов.
…Прошло уже шесть месяцев, но результат — какие же все-таки киоски в окончательном варианте приняты Правительством Москвы? — нам пока неизвестен.
Ситуация усугубляется сегодня еще и тем, что начиная с августа с.г. у многих распространителей прессы в Москве заканчивается действие договоров аренды на размещение нестационарных торговых объектов, и что будет дальше не знает никто. В неведении находятся и распространители прессы, и заводы-изготовители киосков. Эта неопределенность и отсутствие четкой, продуманной и взвешенной позиции Правительства Москвы вызывает обоснованное беспокойство у всех участников рынка без исключения. Хочется надеяться, что после состоявшегося 14 мая заседания Комиссии по экономической поддержке СМИ и системы распространения прессы у операторов рынка сложится ясная картина путей реализации предстоящих задач по замене киосков.
Сегодня, насколько известно, рассматривается несколько форматов замены киосков прессы в Москве:
Первый: сами операторы, в установленные руководством города сроки, меняют за свой счет киоски прессы на новые европейские модели, согласованные с Москомархитектуры и утвержденные Правительством Москвы.
Второй: новые киоски прессы устанавливаются за счет городского бюджета неким ОАО, которое будет сдавать их затем в аренду московским распространителям прессы. Данный вариант нам был предложен в Департаменте СМИ и рекламы. Мы понимаем, что предлагая отраслевому сообществу вариант замены всех киосков прессы в столице за счет городского бюджета, Правительство Москвы хочет в корне решить проблему и в кратчайшие сроки изменить архитектурный облик нестационарной торговли в лучшую сторону.
Третий: те операторы рынка, которые имеют возможность и желание заменить киоски за свой счет, меняют их самостоятельно; остальные — за счет бюджета Москвы. Думается, что правильным и целесообразным мог бы быть именно этот вариант, дающий распространителям прессы право выбора в сложившейся ситуации.
Все варианты, несомненно, имеют свои плюсы и минусы, как для операторов рынка прессы, так и для города.
Мы поддерживаем московские власти в стремлении сделать нашу столицу красивой, современной и благоустроенной, но всем нам сегодня хочется понять: как это будет воплощаться в жизнь? Каков будет механизм реализации намеченной программы замены киосков прессы в Москве? Какие все-таки типы киосков приняты Москомархитектуры к замене?
Понимание этих вопросов позволит операторам рынка прессы грамотно спланировать и организовать работу по предстоящей масштабной замене киосков прессы в столице.
Алла Игнатьева, генеральный директор компании «Пресса для Всех»,
председатель рабочей группы АРПП по Москве
Выступление было озвучено 14 мая 2014 г. на заседании Комиссии по экономической поддержке СМИ
и системы распространения прессы при Союзе журналистов Москвы в Центральном Доме журналиста
Источник: PlanetaSMI.RU