Издательства пустились в пересказ

Бизнес-литературу начали продавать в сокращенных версиях

Один из основателей "Манн, Иванов и Фербер" Михаил Иванов после продажи доли в издательстве начинает новый бизнес по продаже электронных версий кратких пересказов деловой литературы. Почти одновременно аналогичный проект запустила и специализирующаяся на b2b-изданиях медиагруппа "Актион". Для цитирования книг издателям даже необязательно покупать на них права.

О запуске нового проекта Михаил Иванов вчера сообщил в собственном блоге. Вместе с партнером Вадимом Колотниковым, членом совета директоров Национального банка сбережений, он создал компанию Smart Reading, которая займется продажей по подписке электронных версий сжатого пересказа известных бизнес-книг. По данным Kartoteka.ru, господину Иванову принадлежит 39%, а господину Колотникову — 61% ООО "Смарт Ридинг". ООО зарегистрировано в ноябре 2013 года. В том же месяце "Ъ" сообщал, что Михаил Иванов рассматривает возможность продать свои 20% в "Манн, Иванов и Фербер", исходя из оценки всего издательства в 850-950 млн руб. В марте его долю выкупил основной акционер компании — "Эксмо",— а сам господин Иванов, судя по информации на странице в Facebook, переехал в Колорадо.

Smart Reading продает корпоративную подписку на электронную библиотеку краткого пересказа бестселлеров деловой литературы и non-fiction, в том числе, например, книги Дейла Карнеги, Ричарда Брэнсона, Малкольма Гладуэлла. Стоимость годовой подписки — от 99 тыс. до 499 тыс. руб. в зависимости от размера компании. Среди первых клиентов "Росгосстрах" и ING Bank, утверждает Михаил Иванов. Он также приводит в пример президента Сбербанка Германа Грефа, который "заставляет своих людей читать книги о бизнесе". Сбербанк раньше уже обращался в издательства с предложением подготовить выжимку деловых книг "с контрольными вопросами на понимание прочитанного" для сотрудников.

Аналогичный проект — "Главная мысль" — в начале мая запустило издательство "Генеральный директор" (ЗАО "Бизнеском"; входит в медиагруппу "Актион"), выпускающее одноименный ежемесячный журнал. Он ориентирован на частных клиентов, стоимость подписки для которых составляет 1,5 тыс. или 3 тыс. руб. в зависимости от количества книг. "К концу года мы хотим подписать около 10 тыс. клиентов, на данный момент их несколько сотен",— говорит издатель "Генерального директора" Алексей Бояркин. Основные клиенты, по его словам, руководители высшего и среднего звена, которым, таким образом, не нужно "выбирать книги из огромного множества" и тратить время на чтение "воды".

На пересказ книг специальные права не нужны, так можно выпускать литературу из издательского портфеля любых компаний, пишет господин Иванов. "Когда мы выяснили это, я почувствовал себя ребенком в детском магазине, у которого есть деньги на все игрушки",— радуется он. Российское законодательство позволяет в ограниченном объеме цитировать произведения без договора с правообладателем, подтверждает господин Бояркин.

Это не первые попытки наладить в России аналогичный бизнес. Еще в 2007 году Елена Масолова, будущий основатель сервиса Darberry, запустила проект Smart-kniga, также специализировавшийся на кратких обзорах бизнес-книг, но просуществовавший недолго. "Стало понятно, что этот бизнес достаточно быстро достигнет потолка и его оборот будет максимум $1 млн в год",— объясняла потом госпожа Масолова Forbes. На глобальном уровне такой бизнес развивает швейцарская getAbstract, издающая пересказы, в том числе и на русском языке. Среди ее клиентов — Microsoft, DaimlerChrysler, Ernst & Young, SAP.

По данным отчета Роспечати, в 2012 году на деловую литературу приходилось 13,7% всех продаж книг в России, то есть около 8,2 млрд руб.

Павел Белавин

Источник: КоммерсантЪ