Проблема подписки на газеты и журналы намного серьезнее, чем это на первый взгляд представляется, намного объемнее и намного труднее решаема. По моему личному мнению, пока никакого понимания этой проблемы у властей не существует. Но надо понимать, что от падения подписки, вызванного ростом тарифов на доставку, пострадают не только издательские дома, но и вся полиграфическая промышленность, которая теперь может просто остаться без заказов. Если не будет газет и журналов, у полиграфистов не будет и работы, а стоимость работ на единицу продукции все время будет расти. К слову, для поднятия этого острого вопроса представители полиграфической отрасли хотят в октябре этого года инициировать в Государственной думе парламентские слушания, где и обсудить: каким образом выходить из сложившегося трудного положения?
Ситуация для издателей еще больше усложняется еще и тем, что денег у населения больше не становится. Наоборот, скоро их станет еще меньше, ведь, как известно с 1 октября текущего года в стране вводится дополнительная плата за капитальный ремонт от 2 руб. до 14 руб. за 1 кв. метр.
Конечно, таких изданий как «Российская газета», существующих за счет бюджетных средств, проблема коснется не так остро. А вот остальные, независимые СМИ, пострадают, а их объемы пойдут вниз. Тем более, у власти пока не сформирована и политика в отношении «Почты России». В законопроект о почтовой связи, за который проголосовали в первом чтении, внесено порядка 700 поправок, но этого мало, для того, чтобы редакционно переделать его так, чтобы почта стала эффективным действующим механизмом. Законопроект о почтовой связи не подразумевает ФГУП. К чему мы придем в конечном итоге, пока не понятно. И перспектив по этому закону я пока, честно говоря, не вижу.
Районные и городские газеты выдержат увеличение стоимости подписки, потому что они печатают местную информацию и рекламу, пользуются доверием, и имеют какие-то перспективы. Тем более, что 60% пенсий распространяет как раз через почтовые отделения и почтальонов, особенно в сельской местности. Почтальон, приносящий пенсию, просто скажет: «Баба Маша, а ну-ка давай-ка подпишись на районную газету». И та подпишется. Так что «районки» еще будут жить.
Для региональных газет выход видится в поддержке со стороны региональных властей за счет бюджетных средств. Например, оформление на них подписки для всех библиотек, школ, домов культуры, официальных учреждений... Хотя, надо признать, что в последнее время тиражи региональные СМИ очень упали, особенно если их сравнивать с объемами подписки, существовавшими во времена Советского Союза.
Поэтому я считаю, что «Российская газета» и другие государственные и федеральные печатные органы, как например журнал «Российская Федерация сегодня», сохранятся с целью проведения единой федеральной политики по стране. Тем более что эти издания имеют эксклюзивное право на публикацию государственных документов и указов, за что получают приличные деньги. Остальные СМИ доступа к ним не имеют, и иметь не будет.
Сегодня мы занимаемся вопросом сохранения «Почте России» дотаций на доставку подписных изданий. Но почта сама отказалась от них, решив акционироваться. А в Минфине с ее желанием радостно согласились. И теперь у нас нет ни денег на организацию подписки, ни заменяющих подписку механизмов.
Розничные продажи — не замена. Тем более что сейчас власти закрывают многие газетные киоски. Конечно, мы, как депутаты, защищаем их как можем. Я, например, обращался с письмом к Министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Валентиновичу Мантурову с просьбой оказать поддержку системе розничного распространения газет и журналов в тот момент, когда готовились поправки в закон о торговле. Тем не менее, в системе розничных продаж прессы сейчас тоже надо наводить порядок, и заменяющим механизмом подписке она стать не может.
Я, как член президиума центрального комитета КПРФ, могу заверить — подписку мы хотим развивать. Тем более что у нас самих с ней возникают проблемы. Вот, например, уже многие годы не решается вопрос о персональных данных подписчиков. Мы звоним в почтовое отделение, просим дать нам хоть какую-то обратную связь, а нам отвечают: персональных данных нет. В советское время, помнится, была общественная подписка, и мы сами ходили и подписывали фамилии. Сейчас такого нет. И нам никто не говорит, подписались ли на наши издания члены нашей же организации. Результат — отсутствие контроля. По моим прикидкам, если бы почтовые отделения давали издателям информацию о том, кто и на какие издания подписался, мы смогли бы увеличить тиражи на 20-30%.
В заключении хочу отметить: во всем мире государства поддерживают средства массовой информации. Не так давно я прочитал книгу руководителей Ассоциации распространителей печатной продукции «Государственная поддержка СМИ за рубежом», и там этот опыт прекрасно представлен. Почему же подобного не происходит в России? Передовой опыт поддержки газет и журналов, описанный, в том числе, и в указанной книге, необходимо внедрять и в российскую практику. Почему в зарубежных странах печатным СМИ, как социально значимым товарам, оказывается поддержка в части подписки, а у нас нет? Почему там газеты финансируются, причем в достаточно больших объемах, а мы не можем найти 3 млрд, чтобы люди по всей стране могли оформить подписку по доступным ценам?
Над решением всех этих вопросов необходимо работать совместно.
Анна Луговая
Источник: PlanetaSMI.RU