С июня в столице могут быть закрыты почти 9 тыс. киосков: по новым правилам им запрещено торговать сигаретами, рыбой и непродовольственными товарами, а переоборудовать киоск в капитальное строение часто невозможно. Предприниматели жалуются на потерянный бизнес, горожане – на невозможность отовариваться в привычных местах, а власти говорят о борьбе с подпольной торговлей и курением. Кампании по закрытию киосков идут в столице уже четвертый год. Между тем по количеству торговых площадей в расчете на число жителей Москва уже серьезно отстает от европейских столиц.
Жительница московского района Люблино Татьяна Кораблева последние два года покупает рыбу только в палатке в соседнем микрорайоне. «Я знаю, что здесь на рыбе не будет слоя льда в три сантиметра, как во многих магазинах», – говорит женщина. Она подружилась с продавцами и уверена, что они всегда оставляют ей «лучший кусочек». Но на днях Татьяне сообщили, что киоск с рыбой дорабатывает последнюю неделю и будет закрыт.
С первого июня вступает в силу постановление департамента торговли и услуг правительства Москвы, которое запретит киоскам торговать табаком, рыбой и непродовольственными товарами. Как рассказал на днях глава департамента Алексей Немерюк, владельцам торговых точек предложили два варианта дальнейших действий: либо закрыть киоски, либо перепрофилировать: «Наиболее вероятный вариант дальнейшей работы – «Овощи-фрукты», «Цветы», «Мороженое».
Кроме того, придется приостановить свою работу некоторым киоскам, даже торгующим «разрешенными» продуктами питания, если в одном месте скопились слишком много одинаковых точек. «Если у жилого дома стоит киоск с молоком, а рядом в магазине шаговой доступности торгуют таким же продуктом, необходимо либо перенести киоск, либо перепрофилировать магазин», – пояснил Алексей Немерюк.
По подсчетам чиновников, с июня будут закрыты более 8,5 тыс. киосков. Уже объявлено, что договоры на размещение большинства из них заканчиваются в 2014 году и мэрия их продлевать не намерена.
Во всероссийском объединении «Коалиция киоскеров» подтвердили «НИ», что многие столичные предприниматели приняли решение закрыть свой бизнес, потому что не у каждого есть возможность его перепрофилировать, как предложили в мэрии. Кроме того, даже если деньги для этих целей находились, перестроить киоск в капитальный павильон не так-то просто чисто юридически. Как пояснил «НИ» вице-президент «ОПОРы России», президент «Коалиции киоскеров России» Владлен Максимов, в муниципалитетах сознательно затягивают процесс по оформлению и выдаче необходимых документов, а также по получению участка земли для торгового объекта.
Еще зимой «Коалиция киоскеров» направила петицию в столичные и федеральные органы власти. В документе предлагалось обеспечить единую на территории страны процедуру для переформатирования киосков в павильоны, а также применить единый прозрачный подход к выделению земельных участков под нестационарные торговые объекты. Однако власти оставили петицию без внимания.
Как пояснили «НИ» в департаменте торговли и услуг правительства Москвы, решения по киоскам – это «реакция на многочисленные обращения граждан, которые в большинстве своем против них». Чиновники сослались на результаты опроса через недавно запущенное приложение «Активный гражданин», когда большинство горожан проголосовали за снос киосков. Открыв это приложение, корреспондент «НИ» нашла опрос, связанный с кисками, звучит он следующим образом: «Поддерживаете ли вы идею освобождения городского пространства от нестационарных торговых объектов, не соответствующих историческому архитектурному облику Москвы, создающих помехи пешеходам и транспорту, препятствующих развитию цивилизованных форм торговли?»
Благодаря пробелам в законодательстве и различным бюрократическим препонам столичным властям удалось, начиная с 2010 года, закрыть более половины киосков, работавших в городе, говорит «НИ» представитель организации «ОПОРа России» Сергей Рак: «Если сегодня войну объявили торговым объектам всего трех типов, то за прошлые годы закрывали продуктовые, газетные, киоски с мороженым и даже фастфудом. Так, в 2011 году после того, как правительство Москвы полностью поменяло систему разрешений на установку киосков, почти втрое сократилось количество точек с уличной едой».
С этого года места под киоски стали продавать на централизованных аукционах. Как отметили в Ассоциации киоскеров, уже вскоре стало ясно, что значительная часть выигрывающих аукционы оказались просто перекупщиками, которые начали сдавать места в аренду настоящим торговцам. В результате арендные ставки подскочили в среднем втрое.
Жить стало тяжелее и владельцам небольших магазинов в переходах метро. Владелица цветочной палатки в переходе возле станции метро «Улица Академика Янгеля» Наталья Бармичева этой весной закрыла свою торговую точку после повышения арендной платы в пять раз – до 1 млн. рублей в месяц. «Я представить себе не могу, чем можно торговать, чтобы за 30 дней заработать только на аренду», – рассказала «НИ» Наталья.
Сейчас подземное пространство поделено следующим образом: выходы из метро контролирует Московский метрополитен, а уличные переходы – ГБУ «Гормост», рассказала «НИ» гендиректор компании, управляющей киосками, Бэла Айба. По ее словам, торговые площади в метро и переходах также сдают через аукцион, который обычно выигрывают посредники.
Впрочем, по словам г-жи Айбы, даже если предприниматель арендует торговую площадь у метрополитена непосредственно, то цены бывают «просто неадекватные»: «Под Новый год, 27 декабря, нам прислали расчет новой цены, которая больше предыдущей в пять раз, с формулировкой: если мы его не подпишем, то за праздники наши павильоны снесут».
В мэрии на недовольство предпринимателей ответили, что выступают за создание «единой управляющей компании для работы со всеми арендаторами» и предполагают, что появление такой организации поможет снизить цены на аренду.
В третьем квартале прошлого года группа компаний RRG провела глобальное исследование торговых точек Москвы и выявила серьезный дефицит торговых площадей. Так, если в европейских столицах на 1 тыс. жителей приходится до 2 тыс. кв. метров торговых площадей, то в Москве – лишь около 150 кв. метров.
Массовое закрытие киосков противоречит обещаниям власти содействовать развитию малого бизнеса, говорит Владлен Максимов: «В условиях предстоящего экономического кризиса именно развитие внутренней торговли позволило бы скорректировать потенциальные негативные эффекты: сокращение рабочих мест, рост социальной напряженности».
В Германии продуктовые лавки специализируются на сезонных товарах
Еще в конце прошлого века в Германии чуть ли не на каждой улочке можно было встретить так называемую «лавку тетушки Эммы» – маленький домик, где продавались предметы первой необходимости и незатейливая еда. Со временем эта форма коммерции ушла в прошлое. Торговцы-одиночки из уличных ларьков не выдержали конкуренции с сетями супермаркетов. Государство к уличной торговле всегда относилось очень лояльно, и получить разрешение на установку ларька было просто, но этот бизнес изжил сам себя ввиду нерентабельности. Сейчас ставшие почти реликтовыми ларьки со всякой мелочевкой и сигаретами можно встретить лишь на вокзалах и железнодорожных станциях, а также в глухих деревнях.
Теперь уличная торговля носит сезонный характер. Больше всего ларьков и киосков на немецких улицах и площадях вырастает в канун Рождества. На рождественских базарах в домиках-киосках также продаются игрушки, одежда, украшения и предметы домашней утвари, изготовленные вручную народными умельцами-ремесленниками. Процветает уличная торговля и во время Октоберфеста. А с конца мая до конца июля повсеместно красуются киоски ярко-красного цвета, по виду напоминающие гигантские ягоды клубники. В этих домиках крестьяне торгуют выращенными на своих плантациях земляникой, смородиной, малиной, черешней и крыжовником.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
В США киоски конкурируют с «Макдоналдс»
Торговые киоски в американских городах распространены повсеместно – их общее количество, по официальным данным, составляет 24,7 млн. В киосках продают и овощи, и фрукты, и мясо, и вина, и безалкогольные напитки, и готовые обеды, и поджаренные на глазах покупателей шашлыки, и питание для собак и кошек, а также одежду и обувь. Некоторые киоски представляют собой микроавтобусы, оборудованные печами, бойлерами и морозилками. Киоски быстрого питания в США успешно конкурируют с такими сетями, как «Макдоналдс».
Большинство киосков – это семейный бизнес. Для открытия такого бизнеса достаточно получить от городских властей лицензию на определенный срок ведения деятельности. Когда лицензия получена, досрочно прекратить ее действие не может ни одно ведомство, если владелец киоска не уличен в нарушении закона. Поэтому киосковый бизнес в США в последние годы стабильно растет, и только за первые четыре месяца нынешнего года торговый оборот киосков вырос на 12%.
Борис ВИНОКУР, Чикаго
Вероника Воронцова
Источник: Новые Известия