Запретить цензуру в искусстве могут «Основы культурной политики»

Ведется общественное обсуждение «Основ государственной культурной политики». В документ планируется включить пункт о гарантии свободы творчества и отсутствия цензуры.

На самых разных уровнях ведется общественное обсуждение«Основ государственной культурной политики». На этой неделе мнения по поводу содержания документа высказывали на заседаниях в Госдуме и при Министерстве культуры.

На официальном портале Минкультуры сообщается, что в Основы включат пункт о гарантии свободы творчества и запрете цензуры.

Законодатели и представители искусства озабочены тем, как эту норму совместить с рядом ограничительных законов, принятых в последние годы — о защите чувств верующих (№ 136-ФЗ от 29.06.2013), о запрете мата (№ 101-ФЗ от 05.05.2014), об ответственности за оправдание нацизма (№ 128-ФЗ от 05.05.2014).

Народный артист России Александр Сокуров отмечает: «Если «Основы культурной политики» будут приняты, то нужно будет произвести действия по отмене целого ряда принятых Госдумой законов. Запрет, касающийся трактовки событий Второй мировой войны, и запрет на оскорбление чувств верующих находятся в прямом противоречии с нормами Конституции».

Вредными для литературы упомянутые законы считает и писатель Захар Прилепин: «Сейчас из основания литературы выбивают главную базу, ведь оскорбление тех или иных групп людей можно найти в любом тексте, включая «Преступление и наказание» и «Воскресение». Массовое применение этих законов обнулит общественную мысль. Но я не думаю, что они будут работать. Их станут использовать точечно — в случае если кто-то кому-то захочет насолить».

Многие другие деятели культуры также не поддерживают применение законов об оскорблении чувств верующий к произведениям искусства.

Вызывают критику и формулировки самих «Основ культурной политики». Претензии начинаются с первой же строчки «Россия — государство, создавшее великую культуру». Проректор по научной работе Литературного института Александр Ужанков считает, что необходимо уточнить, какую именно культуру подразумевали разработчики — двадцатилетнюю постсоветскую, столетнюю постреволюционную или древнюю «русскую с византийскими корнями».

Не совпали мнения участников обсуждения и по фундаментальным моментам — возможно ли параллельно разрабатывать «Основы культурной политики» и Закон о культуре, а также о том, какой из документов должен быть главным, и будет ли закон о культуре базироваться на Основах, или наоборот.

Обсуждение «Основ» продлится до 30 сентября.

Источник: Pro-books.ru