От "Веселых картинок" до "Барби": почему закрываются детские журналы

Наши родители зачитывали до дыр журналы "Веселые картинки" и "Мурзилку" с фирменными человечками, изогнутыми в форме букв, и желтым существом в ярком берете на обложках. А наши дети покупают в киосках яркие издания "Барби" и "Тачки", предпочитая дружить с зарубежными сказочными персонажами. 

Мы решили выяснить, что стало с популярной советской детской периодикой, какие журнальные герои пришли на смену Кукумберу и Мише и в чем секрет молодости 25-летней девчонки по имени Клепа.

КЛЕП-ПРЕДЛОЖЕНИЕ: НАЦИОНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ

ГЕРОЙ: генеральный директор и главный редактор издательства "Клепа" Наталия Дубинина

Старт: "Клепа родилась благодаря детишкам. Образ Клепы придумали дети. Мы протестировали, будут ли они реагировать на смешную девочку. 

Как средство массовой информации мы зарегистрировали журнал в 1990-м году. "Мурзилка" и "Веселые картинки" нас старше, но они из прошлой эпохи. Трудности были в советское время, есть они и сегодня. Тогда долго не могли понять, как существовать независимо от партийного контроля. Сейчас – как существовать детскому журналу в условиях медиа-холдинга, в который "Клепу" тащили "Аргументы и Факты" и "Эгмонт". "Клепа" не бизнес-проект, а социальное предпринимательство. Мы общество с ограниченной ответственностью. Журнал приносит прибыль, но не является источником доходов, которые должны мотивировать к развитию.

Одним из источников нашей поддержки являются государственные дотации. Поддержка регулярная, но не гарантированная. Гранты выдаются по определенным статьям. Такому изданию как "Клепа" государство выделяет 500 тысяч рублей в год. 

Раньше финансировали только затраты на бумагу и полиграфию, затем стали выделять деньги на содержание журнала.

Когда у нас сгорело помещение на Петровке, государство было щедрее. Мы попросили поддержку в размере 2 миллионов рублей, так как всегда просим больше, но получили отказ. А после пожара нам выделили 1 миллион 800 тысяч. 

Заработок: Мы делали имиджевую рекламу для РЖД, получив взамен оплату за разработку проекта и возможность распространения "Клепы" в поездах. Это пример удачного сотрудничества госкорпораций и изданий. Я всегда считала, что журнал должен быть частью государственной программы, так как социально значимые проекты должны получать поддержку. 

За годы существования "Клепы" мы не получили ни одного предложения от частных инвесторов, которые бы захотели приобрести журнал с обязательством продолжения начатого дела. А вот закрыть "Клепу" хотели. 

Когда "Аргументы и Факты" выступили за поглощение "Клепы", я попросила гарантий того, что в течение пяти лет журнал будет выходить в привычном для читателя формате. Таких гарантий никто не дал, объяснив, что издание будет существовать по рыночным критериям. А по ним сегодня детская пресса не может выжить. 

Поэтому мы используем альтернативные источники распространения журнала". 

Распространение: "Работаем с театрами, региональными организациями, которые проводят просветительские мероприятия, делаем занимательные уроки. 

В основном же "Клепа" распространяется по подписке. В розницу поступает очень мало журналов: когда ты попадаешь в систему розницы, то зависишь от сетей распространения. Киоски берут деньги за вкладку журналов. Владельцы точек розничной торговли часто меняются. Такие маленькие издания как "Клепа" часто обманывают. А потеря даже в 100-150 тысяч рублей для нас крайне нежелательна. 

Что касается подписки, то мы одними из первых перешли на адресную. Правильная подписка - редакционная, когда издатель напрямую ведет подписную компанию, и у читателя есть возможность напрямую обратиться в редакцию в случае задержки выхода номера. Такая практика используется во всем мире. Но наше государство не дает на дотации. Поэтому мы соглашаемся на уродливую форму подписки через почту и агентство, которое накручивает цену и не несет ответственности за своевременную доставку журнала". 

Формат: "Когда мы делали тематические альманахи, то "Клепа" выходила в формате А5. Эти журналы были потолще – от 48 до 64 полос. Мы их прекратили выпускать, когда на рынке появились энциклопедии, так как альманахи были очень на них похожи, "Клепу" еще называли мини-альманахом. 

Сейчас у журнала средний формат, оптимальный для ручной сумки. Бумажная обложка стала более мягкой. Но мы по-прежнему соблюдаем требования Санэпидемстанции, согласно которым журналы, издающиеся тиражом более 1 тысячи экземпляров, должны соблюдать норму по размеру шрифта, цвету подложки. 

Средний тираж журнала – 25 тысяч экземпляров. Объем 32 полосы. Выходит ежемесячно. 

В штате "Клепы" 13 человек, над выпуском работают от 15 до 20 человек. Редакция привлекает внештатных авторов, художников, фотографов и консультантов". 

Планы: "У нас был второй журнал "Клеп Клуб", который выходил с 2004 по 2006 год. Это был очень правильный журнал для дошколят, на его страницах печатались тематические рассказы о странах, природе. 

Возобновить "Клеп Клуб" мы бы хотели в мобильных приложениях, когда они станут более доступными". 

Интернет: "Изначально сайт "Клепы", запущенный в 2004 году, выполнял функцию визитной карточки "Клепы". Потом он эволюционировал в новостное СМИ. На сайте дети встречают трех персонажей: веселую и общительную Клепу, путешествующую во времени, обстоятельного и обаятельного пса Филиппыча, который любит факты, и канарейку Капи-Кап, собирающую все новости. 

На сайте мы выкладываем то, что не помещается в журнале. Но сайт не всегда содержит то, что есть в печатной версии. Мы можем объявить конкурс в журнале, а итоги подвести на сайте. И наоборот. Получается перекличка".

Проблемы: "Под льготу для аренды, которая выдается предприятиям культуры, мы не попали. Поэтому в июле не сможем платить аренду. Квадратный метр коммерческой аренды – 18 тысяч рублей в год, а льготной – 3 500 рублей.

Возникает вопрос, нужны ли сегодня детские журналы, если они должны платить такую же аренду, как и коммерческие организации. Нас и так осталось очень мало, закрыли "Трамвай", "Мишу".

В качестве выхода из положения я предлагала национализировать "Клепу". Детскому периодическому изданию нужна государственно ответственная "крыша". 

ЭГМОНТ-РЕШЕНИЕ: КАЖДЫЙ ГОД - НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

ГЕРОЙ: главный редактор периодических изданий издательства "Эгмонт" Елена Милютенко

Ассортимент: "Издательство "Эгмонт" выпускает 34 детских журнала. Во многих из них читатели видят иностранных героев, и для этого есть несколько причин. Одна из них состоит в том, что в нашей стране производится мало детской качественной анимации. Как только появляется яркий многосерийный проект, мы сразу стараемся наладить сотрудничество с его производителями. И наши журналы "Смешарики", "Лунтик", "Маша и Медведь" любимы и детьми, и родителями. 

Вторая причина в том, что в мире производится множество журнальных проектов, и мы активно ищем самые интересные и представляем их российским читателям. Это самые разные журналы: польские, немецкие, американские, итальянские, один симпатичный журнал мы нашли на Украине – он называется "Почемучка". Иногда мы делаем такие совместные проекты, что только профессионал может отличить, где в журнале российская часть, а где иностранная. У детей и у современных молодых родителей очень разнообразные вкусы, и наша задача – предложить российскому рынку широкую палитру журналов, чтобы каждый мог выбрать что-то по вкусу". 

Детские запросы: "Читателей привлекают симпатичные герои с яркими характерами, качественная графика, выразительные фотографии, увлекательные истории, оригинальные головоломки. При покупке некоторых журналов дети получают небольшую игрушку, или возможность поучаствовать в конкурсе".

Рентабельность: "Во всем мире издание детских журналов - это бизнес с невысокой рентабельностью. Убыточным журнал становится, если у него появился сильный конкурент или он разонравился, или просто устарел. Мы каждый год закрываем несколько проектов и запускаем новые. Предпочтения детей быстро меняются, и мы стараемся оперативно это учитывать".

Дебют: "Первым детским журналом "Эгмонт" был журнал "Микки Маус". Он выходил 23 года. Это очень большой срок. Сейчас журнал не издается".

Успех: "Наш самый востребованный журнал – это "Тачки" с героями одноименного мультфильма студии "Дисней". Ежемесячно его покупают 100 тысяч родителей. Секрет его популярности в том, что сошлись вкусы детей и родителей. А еще в журнале множество интересных героев, да и в нашей стране интерес к автомобилям все возрастает".

Зарубежный опыт: "Мы следим за деятельностью коллег за границей. В России мы являемся безоговорочным лидером на рынке детской периодики. За рубежом "Эгмонт" ищет интересные проекты, которые можно адаптировать для нашей аудитории".

ВЫВОД "КОСТРА": ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ НЕ ПРИНОСЯТ ДОХОДА

Герой: главный редактор журнала "Костер" Николай Харлампиев

История: "Идея создания журнала "Костер" принадлежит замечательному поэту Самуилу Яковлевичу Маршаку. Маршак вместе с группой молодых литераторов решил делать новую детскую литературу – энергичную, познавательную, веселую, занимательную. Так сложился круг единомышленников. И в июле 1936 года появился первый номер журнала "Костер". 

На его страницах в разные годы печатались замечательные писатели, которые составили "золотой фонд" нашей детской литературы: Чуковский и Хармс, Пантелеев и Бианки, Зощенко и Каверин, Житков и Заболоцкий, Довлатов и Бродский, Погодин и Коваль, Булычев и Успенский. Многие любимые детские книги впервые пришли к читателям именно на страницах "Костра". Это и "Два капитана" Каверина, и "Тиль Уленшпигель" в обработке Заболоцкого, и "Эмиль из Леннеберги" Астрид Линдгрен, и "Приключения Карика и Вали" Ларри, и "Тайна ночного леса" Бианки, и "Сказка о потерянном времени" Шварца". 

Аудитория: "Основная наша аудитория – дети от 9 до 12 лет. Но почта показывает, что читают "Костер" и пятилетние, и те, кому уже исполнилось 16–17 лет. Каждый находит что-то свое, тем более что рубрик в журнале предостаточно. Можно сказать, что "Костер" – журнал для семейного чтения. И ориентирован он, в первую очередь, на читающих детей, для которых чтение не принуждение, не наказание, а удовольствие, радость".

Вчера и сегодня: "Первые номера журнала, которые выходили в 1930-х годах, больше напоминали альманахи. Потом журнал стал цветным, бумага и качество печати улучшились, а вот в объеме "Костер" "похудел" до 64 страниц. В постперестроечные годы пришлось еще немного затянуть пояс – теперь в "Костре" всего 32 страницы. Но на качестве материалов потеря объема не отразилась. Редакция и сегодня привлекает на страницы издания наиболее талантливых писателей, журналистов, художников, стремится сделать журнал интересным и полезным для современного школьника. 

В "Костре" проходит ежегодный конкурс для авторов "Новые имена. Премьера книги". Многие рукописи, впервые пришедшие к читателям со страниц "Костра", становятся книгами. Журнал "Костер" является членом Федерации экологического образования страны, ведет многолетнюю и целенаправленную работу по экологическому просвещению юных граждан, более 25 лет публикуя материалы по охране природы в рубрике "Зеленые страницы" и организуя всероссийские детские экологические экспедиции "Живая вода".

В "Костре" много конкурсов – это и конкурс юных детективов в Клубе Шерлока Холмса, и конкурс соавторов, когда юные писатели дописывают предложенный отрывок "из классика" и становятся полноправными соавторами известных писателей, конкурс "Бумажный кораблик", где ребята делятся впечатлениями о любимых книгах и писателях, которые отмечают юбилеи в текущем году, конкурс "Киты, газели и слоны" – о любимых книгах, которые непременно нужно почитать в детстве, чтобы не опоздать на всю жизнь, книжная викторина "За семью печатями", конкурс на лучшего читателя года и многие другие. 

А самый любимый конкурс у ребят – "Ваш веселый звонок", который посвящен памяти писателя Леонида Кминского, непревзойденного Учителя смеха. Леонид Каминский более 25 лет вел в журнале одну из любимейших детских рубрик – "Веселый звонок". Традиции соблюдаются, к тому же каждый год приносит новые конкурсы, новые открытия. 

Тираж журнала превышает три тысячи экземпляров. Объем "Костра" – 32 полосы. Выходит он ежемесячно, распространяется по подписке. Также журнал можно приобрести в киосках "Роспечать" и "Метропресс" в Санкт-Петербурге".

Коллектив: "Над журналом работает коллектив профессиональных авторов и художников (большинство – по договору, в штате – 5 человек). В журнале много постоянных рубрик, которые уже полюбились нашим читателям, а каждый год непременно добавляются еще и новые. По итогам года независимое читательское голосование определяет лучшего автора, лучшего художника и лучшую рубрику журнала.

"Костер" также привлекает к работе молодых авторов и художников, их работы отмечаются дипломом "Лучший дебют года". Наш отряд иллюстраторов за последние два года обогатился замечательными молодыми художниками: это Виктор Пономаренко из Академии художеств, Катя Васильева, Маша Иванова и Айслу Шмакова – выпускницы Института Штиглица, Алиса Юфа и Виктория Мерецкая из РГПУ имени Герцена. "Костер" открыт молодым талантам, приветствует открытия и интересные задумки". 

Кризис: "Самое сложное время пришлось на начало 90-х годов. Выжить удалось чудом. Мы благодарны за понимание и поддержку нашим читателям – без них бы этого не удалось. В те годы нередко приходилось вместо полноценных двух-трех номеров выпускать один тоненький, но наши читатели не отказывались от "Костра", поддерживали его письмами, ждали улучшения. И "Костер" преодолел тяжелую жизненную полосу. Постепенно все наладилось". 

Как выжить: "Безусловно, детские издания, как и вся детская литература, должны быть дотационными. Но детский журнал тиражом от 20–30 тысяч экземпляров при экономически обоснованной цене мог бы быть рентабельным. Только дело в том, что экономически обоснованная цена слишком высока для наших подписчиков и покупателей, людей из интеллигентных семей, поэтому необходима государственная поддержка, без этого невозможно выжить. 

Содержательный литературно-художественный детский журнал просветительской направленности вряд ли может быть коммерчески выгодным проектом. Да и не в этом его задача. Предотвратить гибель детской периодики может только более значительная и весомая господдержка, поддержка меценатов, благотворительная помощь. И, конечно, возвращение культуры чтения, и прежде всего – чтения домашнего, семейного, объединяющего разные поколения читателей. А если будут читатели, желающие читать, то и интересного для них в детских журналах найдется немало. Задумок много, много книг новых талантливых авторов, которые еще ждут встречи со своими читателями, одна из задач журнала – сделать такую встречу возможной".

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Екатерина Асонова

Психолог, педагог, сотрудник лаборатории стратегий формирования читательской грамотности МГПУ

Журналы для ребенка - это нужная и интересная вещь. Это мостик в мир взрослых, возможность расширить свои знакомства и контакты. Интересно читать журнал, потому что он предполагает смену деятельности от разворота к развороту, потому что он яркий и чаще всего похож на игру. Конкуренции межу книгами и журналами нет: это разные практики чтения, хотя в хорошем детском журнале мы обязательно встретимся со стихами или небольшими рассказами, сказками. Журнал - чтение занятное и информативное. Книга - чтение линейное, последовательное, в большей степени серьезное. 

Я бы отдавала предпочтение таким изданиям, в которых выражена их периодичность. То есть хороша возможность вместе с ребенком покупать журнал каждую неделю или месяц или ждать его появления в почтовом ящике.

В журнале должно быть деление на рубрики, что учит ребенка различать речевые ситуации. Письма читателей, опубликованные рисунки других детей способствуют развитию географических познаний. 

Из нынешних журналов, доступных в продаже, выделю "ПониМашку", "Классный журнал", "Geoленок", "Квантик". Среди подписных мне нравились "Свирель", "Чиж и Еж". Очень не хватает нам таких журналов, как "Кукумбер" и "ОГОгород". Журналы типа "Барби" - это не плохо и не хорошо. Их приобретение можно сравнить с покупкой леденца, чтобы малыш какое-то время был занят.

ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО И НЕ ТОЛЬКО

Журнал "Веселые картинки", рассчитанный на детей от 4 до 10 лет, начал выходит в 1956 году. На его страницах публиковали сказки, рассказы, стихотворения, игры, головоломки. 

Идея создать "Веселые картинки" созрела в голове Ивана Семенова – карикатуриста сатирического журнала "Крокодил". Семенов стал первым редактором "Картинок". 

С изданием сотрудничали Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Владимир Сутеев. В период с 60-х по 80-е "Веселые картинки" и "Мурзилка" были самыми популярными детскими периодическими изданиями. 

Идею издавать литературный детский журнал "Кукумбер"озвучили в 2000 году. Издание объемом 64 полосы предназначалось для ребят от 9 до 13 лет. 

На страницах журнала публиковались авторы и художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Саратова, Орла и Владивостока. 

Журнал не являлся коммерческим проектом. В настоящий момент "Кукумбер" закрыт. 

Журнал "Мурзилка" основан в 1924 году. Главный герой журнала сменил несколько образов. Читатели познакомились сначала с лесным человечком во фраке. Затем с белой собачкой-дворняжкой, а позже Аминадав Каневский нарисовал желтого пушистого Мурзилку с шарфом и фотоаппаратом.

"Мурзилка", рассчитанный на детей в возрасте от 6 до 12 лет, издается по сей день.

Алла Панасенко

Источник: M24.ru