• Михаил Валентинович Литвинов. Родился 13 ноября 1959 г. в Ростове-на-Дону. В Москве проживает с 1982 года. Образование высшее техническое, высшее экономическое. Трудовую деятельность начал в Московском метрополитене в качестве помощника машиниста. Далее работал мастером, заместителем начальника дистанции, начальником дистанции Серпуховской линии. За время работы внес более 60 рацпредложений и изобретений, которые в последствии были успешно внедрены. Работал на выборной партийной работе заместителем секретаря Парткома Метрополитена по оргпартработе. Окончил Высшую Московскую партийную школу по специальности преподаватель общественных наук, политолог. С 1991 г. занимался предпринимательской деятельностью. Создал и долгие годы руководил сетью распространения печатной продукции КММП «Метрополитеновец». Занимал пост Президента Национальной Сети распространения прессы «Союзпечать». Лауреат Национальной Премии в области Медиабизнеса «Медиа-менеджер России». Имеет правительственные награды. Женат. Имеет двух сыновей.
— Недавно я узнала, что небезызвестный издателям и распространителям Михаил Валентинович Литвинов имеет желание пойти во власть, стать чиновником. Откуда такое желание вдруг?
— Нет, становиться чиновником я не хочу. Но во власть пойти планирую. Полгода назад я вступил в Партию духовного преображения России, основанную людьми, которых я хорошо знаю, и которым доверяю.
— Я о такой партии не слышала…
— Партия духовного преображения России учреждена в 2012 году. Сейчас у нее уже около 40 региональных отделений. Одним из руководителей московского отделения являюсь я. В ближайших планах партии — участие в грядущих выборах в Мосгордуму. Если есть шанс что-то изменить в нашем городе — почему бы им не воспользоваться?
— С какой программой будите выходить?
— У нас много направлений…
— Но ведь должна же быть какая-то основная идеология.
— Вся идеология прописана в названии — духовное преображение России. Партия выступает за приоритетное место национальной культуры, религии и истории в системе общенациональных ценностей.
Если же говорить конкретно… Вот лично я многого, из того что сейчас делается в Москве, не понимаю. Однако не зависимо от того, понимаешь ты или нет, если ты не являешься участником законодательного процесса, происходящее приходится воспринимать как данность. Так почему не попробовать что-то изменить к лучшему, если есть силы и возможность?
— Но в любом случае, нужно выходить на выборы с какими-то конкретными предложениями.
— Безусловно. Есть два направления, которыми бы я мог реально заниматься, четко понимая, что и как необходимо делать. Одно из них — пресса, в том числе система ее распространения (М.Литвинов долгие годы являлся создателем и руководителем одной из крупнейших в Москве сетей розничного распространения прессы — КМПП «Метрополитеновец», — прим. авт.). Второе — вопросы, связанные с деятельностью метрополитена. В прошлом я долгое время работал в московском метро; прошел всю школу: от помощника машиниста до начальника Серпуховско-Тимирязевской линии. Поэтому прекрасно знаю все проблемы современного метрополитена в Москве. Поверьте, их много, и, если ими не заниматься, все провалится в тартарары.
— Предлагаю про метро поговорить позже. Меня, как вы понимаете, больше пресса интересует. Вы считаете, что реально есть шанс изменить отношение к ней со стороны властей в лучшую сторону?
— Если помните, еще лет восемь назад, во времена СИРППа (СИРПП — Союз издателей и распространителей печатной продукции, вице-президентом которого являлся М.Литвинов; в настоящее время деятельность организации приостановлена — прим. авт.) мы, совместно с Мосгордумой, пытались создать закон, защищающий распространителей прессы. Однако депутаты, сначала проявившие к нам лояльность, вдруг, ни с того ни с сего, решили, что отраслевой закон нам не нужен. На самом деле им просто было все равно. Так же, как им было все равно в момент закрытия нашей компании «Метрополитеновец», которая из-за запрета на торговлю в районе 25-метровой зоны у метро, была вынуждена уйти с рынка, а 450 ее сотрудников остались без работы.
— Тогда, насколько я помню, было специальное распоряжение мэра Лужкова.
— Да, и никто из чиновников не заступился за прессу. Хотя еще в советские времена было заведено, что единственными киосками, которым разрешено работать около метро, были именно газетные. Наверное, это было не просто так — во времена СССР большое значение придавали распространению нужной идеологии. А мы сейчас уже докатились до бородатых певцов и гей-парадов! Вспомните: раньше в метро читали книги и газеты. А сейчас? В игрушки играют... К чему мы так придем?
Прессу от метро убирать нельзя. Хотя на рынке уже появилась информация о планах правительства зачистить всю торговлю, включая торговлю прессой, из пятидесяти метровой зоны около него. С этим однозначно надо бороться. Нельзя говорить о духовности, и при этом делать все, чтобы люди как можно меньше читали.
Мало того, я считаю, что Департамент потребительского рынка, при всем моем уважении к нему, не должен заниматься вопросами продаж прессы. Газета — это не газировка, цветы или шаурма. Специально за ней никто не побежит в сторону от маршрута. Киоски прессы должны быть расположены рядом со всеми станциями метро. Вот поэтому я и считаю, что вопросами распределения мест под торговлю печатью должен заниматься другой департамент.
— Какой? Департамент СМИ?
— Пока сложно сказать. Надо садиться, разбираться, готовить закон, который наконец-то позволит рынку прессы нормально развиваться. Вот сейчас многие издатели уходят в Интернет. Как вы думаете: они уходят в сегмент, где пока денег заработать невозможно, по собственной воле?
— Нет, конечно…
— Правильно. Они начинают заниматься онлайном просто потому, что уже не в состоянии содержать систему распространения традиционных печатных тиражей: вложений она требует все больше, а места торговли становятся все хуже. Еще во времена «Метрополитеновца», совместно с районной префектурой, я провел один очень интересный эксперимент у метро Алексеевская. Сначала мы здесь поставили один лоток с газетами, который нам приносил, условно говоря, тысячу рублей в день. И этого было вполне достаточно для его содержания. Но через некоторое время буквально в 30 метрах мы поставили второй лоток. Потом третий. В итоге за полгода мы установили около одной станции метро девять лотков с прессой! Причем у них был совершенно идентичный ассортимент. И если вдруг на одном лотке какая-то газета заканчивалась, ее всегда можно было перебросить с соседнего. Ни один покупатель у нас не уходил без газеты или журнала.
— И что, выручка так и не упала?
— Нет. Все девять точек одновременно давали по условной тысяче рублей. О чем это говорит? О том, что человек покупает прессу случайно: бежит в сторону метро, натыкается на лоток или киоск, и покупает. А не попадись ему на пути торговец, он и не купит. Никто за газетами никуда специально не ходит! Покупка осуществляется только по пути. И мы дали читателям такую возможность. Именно в тот момент я четко понял, что, во-первых, пресса должна продаваться у метро, а во-вторых — точек ее продаж у каждой станции должно быть минимум три. Причем это должны быть не какие-то развалы, а нормальные полноценные киоски с большим ассортиментом. Тогда и взрослые будут чаще покупать прессу, и дети, смотря на них, к чтению потянутся. Ведь нынешняя молодежь вообще читать разучилась…
— Ну почему же! Подростки не перестали читать, просто они читают не то и не там.
— Поэтому и нужно заниматься их образованием, приучением к нормальному чтению. Причем не только дома, но и в обществе, в школе.
— Школа — это вообще отдельная тема. Она, по-моему, сама делает все для того, чтобы дети перестали читать. Забирает книжки и дает гаджеты: вот тебе, детёныш, планшет, где и задания, и учебники до одиннадцатого класса, и подсказки, и электронный журнал... Что это за чтение такое? Разве это образование?...
— Поэтому и нужно что-то менять. На рынке есть масса издателей, умных продвинутых людей, для которых выпуск газет, журналов и книг — реальный бизнес. И они понимают, что он не приносит денег, достаточных для того, чтобы окупить распространение. Издатели оказываются в замкнутом круге. Нельзя до такого доводить рынок. Проблемы в системе распространения требуют скорейшего разрешения. И здесь необходима активная поддержка всех участников процесса: и издателей, и распространителей, и общественных организаций.
— У нас на рынке, после ухода СИРПП, организация то одна всего осталась — АРПП…
— …И у нее нет реальных рычагов во власти. А пока их не будет, изменить ситуацию кардинально не удастся. Глобальная задача — сделать так, чтобы печатная отрасль начала развиваться, чтобы у нее появилось много новых, качественных мест торговли, чтобы стало больше площадей. Вот тогда это будет бизнес. Вот тогда будут продаваться тиражи. Вот тогда люди будут покупать по дороге прессу и книги, будут читать, будут образовываться. Но для достижения этой цени нужно что-то делать, находясь во власти.
— И именно поэтому вы и приняли решение баллотироваться в Мосгордуму.
— Да. И чувствую себя при этом совершенно уверенно. Ведь в ситуации, когда более 90% депутатов представляют одну партию, что-то изменить сложно. С другой стороны, сегодня выбор в Мосгордуму осуществляют сами жители Москвы, и многие из них хотели бы видеть во власти новых людей, способных что-то поменять к лучшему. Вот, например, проблема парковок. Я — житель центрального округа столицы. Не так давно мне потребовалось обратиться к врачу, и я отправился на машине в свою родную районную поликлинику. Подъезжаю и вижу: вся парковка рядом с ней платная! Почему человек с больной ногой — как это было в моем случае — не может припарковаться рядом с официальным лечебным учреждением, к которому прикреплен? Почему он должен искать место где-то во дворах, а потом несколько кварталов кое-как добираться до врача? Ситуация абсолютно ненормальная.
Или бензин. Почему я, отъезжая на несколько километров от Москвы, вижу, что его стоимость на 3-5 рублей ниже, чем на столичных заправках? Это тоже, скажем прямо, не совсем нормально.
Я, как житель Москвы, вижу, что горожане стали бояться выпускать на улицы детей из-за наплыва приезжих, многие из которых ведут асоциальный образ жизни. Если в наш город приезжают мигранты, нужно, чтобы они помогали Москве развиваться и становиться лучше, а не сеяли страх среди ее жителей.
Да что там проблемы парковок и мигрантов: у меня свет около дома не горит уже год! Мы дважды обращались в управляющую компанию с просьбой его починить — и никому до сих пор нет дела.
— В начале интервью вы говорили, что среди тех сфер, которым могли бы себя посвятить в случае выбора в Мосгордуму, проблемы метрополитена. О чем именно идет речь?
— Дело в том, что сегодняшнее состояние московского метро с технической точки зрения, мягко говоря, не самое лучшее. Кто бы что не говорил про Гаева (Дмитрий Владимирович Гаев — начальник ГУП «Московский метрополитен» 1995-2011 гг. — прим. авт.), но он был прекрасным технарем. При нем технический уровень метро был значительно выше. Нынешнее руководство ориентировано в большей степени на решение экономических задач. При этом техническое оснащение страдает. Да, открываются новые станции, но ведь и нормальную работоспособность старых необходимо поддерживать на должном уровне. А сейчас — и я это знаю достоверно — ничего, кроме косметических ремонтов не делается.
Нет, безусловно, метро нужно развивать, и новые станции необходимы. Но при их планировании кто-нибудь спросил, где они людям нужнее — в каких районах, в каких направлениях? Нет, никто не спросил. И выходит как в присказке: «Без меня меня женили». А так быть не должно. Муниципальные депутаты должны сформировать свои предложения, разработать концепцию и представить ее для обсуждения жителям города. Метрополитен должен развиваться так, как того хотят москвичи, а не как решат чиновники.
Или вот опять же — стоимость проезда в метро, которую в очередной раз хотят повысить, причем на 80%. Зачем? Лично я считаю, что Москва только выиграет, если проезд в метро станет вообще бесплатным, и при этом, естественно, уйдут в прошлое траты на обслуживание турникетов и зарплаты контролеров. Предыдущее руководство метро, которое периодически поднимало стоимость проезда на 10-15%, обвинили в мародерстве и уволили. Теперь новое все равно плату поднимает, да еще в гораздо больших размерах. А я считаю, что таких денег проезд не стоит. Мало того, насколько мне известно, управленческий аппарат метрополитена с приходом нового руководства вырос в разы. А это — лишняя бюрократия.
Это я перечислил только те проблемы, которые лежат на поверхности. Но поверьте, их гораздо больше. И я считаю, что ситуацию в городе можно и нужно менять: как с точки зрения отрасли распространения печати, так и в целом. А поменять ее можно только законодательно, чего я и буду добиваться в случае успеха на выборах.
— Ну что ж — этого успеха я вам и желаю!
— Спасибо. Буду стараться оправдать доверие своих избирателей.
***
Справка
Из программы Партии духовного преображения России на выборах в Московскую городскую Думу:
•постепенное уменьшение платы за проезд на всех видах городского транспорта до ее полной отмены в будущем. Москва может позволить себе бесплатный городской транспорт;
•разработка законодательных инициатив по повышению безопасности работы Московского Метрополитена и наземного общественного транспорта;
•усиление депутатского контроля при формировании бюджета города и его исполнении — разработка законодательных мер по обеспечению продовольственной безопасности в городе, усиление контроля за качеством продаваемых продуктов и их происхождением;
•обеспечение нормального правопорядка на улицах города, создание муниципальной милиции подчиненной органам местного самоуправления;
•наведение правового порядка в сфере оплаты услуг ЖКХ;
•серьезное законодательное ограничение зон платной парковки на территории Москвы;
•разработка и принятие городских законов направленных на расширение общественного контроля за деятельностью местных и городских органов исполнительной власти;
•всесторонняя законодательная поддержка развития малого предпринимательства на территории города;
•совместно с Ассоциацией распространителей печатной продукции, НСРП «Союзпечать» и Гильдией издателей подготовить Закон города Москвы по поддержке распространения прессы. Вернуть все киоски по распространению периодической печатной продукции к входам в метро в зону ближе 25 метров. Вывести торговлю прессой полностью из Департамента потребительского рынка Москвы и передать выделение мест под прессу под контроль общественных объединений распространителей и издателей. При этом увеличить количество торговых мест прессой в несколько раз. Площадь киоска должна быть не менее 8-10 кв. м.
Подробнее с информацией о кандидате и Партии духовного преображения России можно ознакомиться на сайте Гражданской Инициативы «Моя Москва».
Источник: PlanetaSMI.RU