Германия. Интриги в медиа-отрасли: как власть способствует переделу рынка

Федеральное картельное ведомство, которое наложило вето на масштабную сделку по ТВ-гидам между Axel Springer и Funke-Gruppe, невольно «подыграло» новому, теперь уже крупному игроку - медиа-группе Klambt.

На сегодняшний день у немецкой медиа-группы Klambt дела идут ни шатко, ни валко: доходы корпорации имеют устойчивую тенденцию к падению. Однако сдаваться там никто не собирается: в компании утверждают, что запуск новых журналов обещает существенно повысить прибыль за счет сокращения издержек.

Совсем недавно Klambt Media Group перекупила 10 журналов телевизионной направленности (в т.ч. ТВ-гиды) у. Теперь, по словам главы издательства Ларса Роуза они готовы к следующему шагу: «Мы хотели бы позиционировать себя как действительно нового и, заметьте, основного поставщика журналов с программами телепередач и новых изданий о телевидении на рынок». Впервые с того момента, как в издательстве была принята новая стратегия развития, Роуз подробно рассказал о планах компании в отношении новых журналов.

«Мы будем ориентироваться в большей степени на молодежную аудиторию и собираемся уверенно чувствовать себя и в цифровой среде», – говорит 44-летний Роуз, который управляет компанией с 2001 года. Напомним, что корпорация на сегодняшний день издает 50 журналов, в том числе развлекательные журналы «In», «OK», «Die neue Frau» и журналы-головоломки.

Кстати говоря, группа Klambt стала владельцем крупнейшего бизнеса в своей 170-летней истории достаточно неожиданно. Этим компания обязана, в первую очередь, Федеральному картельному ведомству (ФКВ), которое наложило вето на масштабную сделку по ТВ-проектам между Springer (Bild, Welt) и Funke (Westdeutsche Allgemeine Zeitung, Gong). Власти таким образом показали, что готовы продолжать поддерживать конкуренцию в журнальной отрасли. Тем временем в Klambt подсуетились, и после интенсивных переговоров Funke выкупила у Springer «TV Digital» и «Hörzu» с многомиллионными тиражами, а Klambt получила несколько более скромных журналов от Funke.

Если обратиться к тиражу, то Funke благодаря этой сделке увеличила свою долю на рынке телевизионных журналов до 36%, Klambt жеполучил 10% рынка. Лидером все равно остался Bauer («TV 14», «TV Movie») с рыночной долей в 44%, а Burda («TV Spielfilm») на сегодняшний день имеет лишь 9%.

Таким образом, без вмешательства властей Klambt вряд ли бы смогла самостоятельно занять такую долю на рынке. Отметим, что ниша телевизионных журналов является одной из крупнейших по объемам продаж в журнальном бизнесе – на одно издание приходится почти 16 миллионов проданных экземпляров в год.

План: через несколько лет получать прибыль от новых изданий
В общей сложности журналы издательства теперь обеспечивают ему оборот в 40 миллионов евро и позволяют достичь двузначной рентабельности продаж (EBITDA). Покупка журналов обошлась Klambt в сумму не менее 100 миллионов евро. При этом 20% из нее внесла сразу сама компания, а на остальные средства был взят кредит у Commerzbank и Axel Springer. «Ничего подарено нам не будет», – говорит Роуз. «Через семь-восемь лет мы планируем полностью погасить все долги, и потом в течение многих лет получать прибыль от новых журналов».

Ларс Роуз хочет сохранить двузначную рентабельность телевизионных журналов. Даже несмотря на то, что тиражи в этой нише продолжают значительно сокращаться. Потери от снижения уровня продаж, он планирует нивелировать уменьшением расходов. «Многие ТВ-гиды продаются в убыток», - говорит Роуз. «Но мы работаем над тем, чтобы снизить расходы. И это возможно, так как издержки на печать, бумагу и зарплаты в нашей компании ниже среднего размера, в том числе ниже, чем и у Axel Springer.

О финансах
В 2012 и 2013 годах группа достигала оборота в 75 млн евро. Однако провал нового люксового журнала Flair повлияла на финансовое положение компании: журнал потребовал от Klambt высоких стартовых расходов, потому что рекламодатели не были уверены в успешности новичка и заказали намного меньше рекламы, чем в медиахолдинге предполагали.

«Такова участь предпринимателя. Истина в том, что вы не всегда можете сделать все правильно», – говорит Роуз. Klambt также пришлось по различным причинам перевозить редакцию молодежного журнала IN из Берлина в Гамбург. «Я должен признать, что не все проекты выстреливают. И это очень обидно, потому что в каждый журнал мы вкладываем частицу наших сердец и души. Примером успешного запуска является издание Grazia. В отличие от прежних лет этот модный журнал начал показывать отличные финансовые результаты: в этом году он выйдет на прибыль. При таком раскладе Klambt добьется желаемого: он станет зарабатывать деньги с каждого своего издания. В портфеле холдинга только социальная сеть для животных «my social petwork» по-прежнему останется убыточной. В 2014 году Роуз ожидает общую прибыль в размере 4 миллионов евро, без учета результатов новых приобретений.

Переходный период
Теперь Klambt вместо одного миллиона журналов в неделю реализует в два раза больше – до 2,3 млн. Однако компании необходимо быстро интегрировать все 10 купленных телевизионных изданий. С 1 июля Klambt берет на себя распространение журналов в рознице. Забота о подписке пока остается в ведении прежнего владельца, но к 2015 должна будет уже лечь на плечи Klambt как сервис издателя. Рекламный бизнес перейдет в руки Klambt также с нового года.

Таким образом, до конца 2014 года все 10 изданий окончательно перейдут в собственность Klambt. Тогда компания планирует запустить яркую маркетинговую кампанию и составить серьезную конкуренцию в нише телевизионных журналов. «С новыми журналами и деньгами, которые мы заработаем благодаря им, мы сможем инвестировать в новые проекты», – говорит Ларс Роуз. Он утверждает, что аудитория ТВ-гидов – это пожилые читатели, поэтому в дальнейшем Klambt планирует создавать новые журналы для молодежной аудитории. «Мы хотим развиваться во всех направлениях – издавать новые журналы, предоставлять новые цифровые услуги, которые развивали в течение многих лет». Заговорив об электронных продуктах, Роуз сразу делает оговорку, что даже если Klambt начнет активно продвигать цифровые издания, основой бизнеса для него все равно останутся печатные СМИ. С их помощью можно будет заработать больше денег.

Источник: blogs.faz.net
Перевод: Наталья Корнеева