«Читатели получат ассортимент печати лучше, чем был до референдума», — Ольга Грабовская, «Союзпечать» г. Севастополь

Продолжая изучать рынок продаж прессы в Крыму, PlanetaSMI.RU на этот раз обратилась с просьбой рассказать о его специфике к генеральному директору агентства «Союзпечать» Севастополя Ольге Грабовской.

— Ольга Михайловна, «Союзпечать» на сегодняшний день является ведущей сетью по распространению прессы в Севастополе. Расскажите о компании.

— «Союзпечать» в городе Севастополе начала свое существование еще в 1933 году, при Севастопольской почтово-телеграфной конторе. В 1992 году на основании постановления Кабинета Министров Украина была произведена реорганизация. «Союзпечать» отделили от связи и передали в собственность города как отдельное коммунальное предприятие на хозрасчетной основе. При этом связистам досталась самая доходная деятельность — подписка. Развалилась и отлаженная система функционирования и развития киосковой сети. У предприятия на тот момент было около 80 киосков. И не смотря на то, что город растет, сеть сократилась до 42 точек.

— И сегодня основной вашей деятельностью являются розничные продажи…

— Основной деятельностью предприятия является реализация через розничную сеть периодических и непериодических изданий, а также сопутствующих товаров. Предприятие действует на основе полного хозяйственного расчета, обеспечивая себе самоокупаемость и финансирование затрат на хозяйственную деятельность.

— С какими трудностями вам пришлось столкнуться в переходный период, связанный с возвращением Крыма в Россию?

— Основной трудностью стала нехватка прессы и других товаров. Украинские поставщики в большинстве своем после референдума в Севастополе отказались с нами сотрудничать, а российские еще не зашли на рынок. Первые издательские дома и компании, которые рискнули с нами заключить договора, тоже столкнулись с рядом проблем. Они плохо представляли, как можно совместить украинское законодательство, на которое Севастополь и Крым должны были ориентироваться до конца 2014 года, и российское, ведь отличия значительные и в налогообложении, и в юриспруденции. Также у нас еще не было российских банков, и рублевая наличность была ограничена. И как рассчитываться с российскими поставщиками в гривне — тоже вопрос.

— Недавно «Союзпечать» начала сотрудничество с компанией «Пресс-Логистик». Как вы оцениваете качество услуг партнера? И насколько перспективным считаете это сотрудничество?

— Компания «Пресс-Логистик» — одна из первых, кто не просто предложил сотрудничество на своих условиях, а вместе с нами строил работу, можно сказать, с нуля. Это касается договоров, логистики, ассортимента. Что самое основное: на переговорах с «Пресс-Логистик» не звучали фразы вроде: «Сейчас мы Вас научим работать! Работать так, как Вы, нельзя». Мы были услышаны, ведь «Союзпечать» — это целая отлаженная система, работающий механизм, который легко сломать, не получив результата. Сотрудники «Пресс-Логистик» выяснили, как построена работа на нашем предприятии. Где-то нам, конечно, пришлось перестроиться, однако, что важно, к нам отнеслись с пониманием, и в ряде моментов стали подстраиваться под нашу систему.

По сути, компания «Пресс-Логистик» сегодня является основным поставщиком печатной продукции в Севастополь, в первую очередь, благодаря тому, что руководство этой компании поверило в перспективы нашего сотрудничества. Они рисковали финансово, так как повторюсь ни рублевых счетов, ни рублевой наличности у нас на тот момент не было. На такие риски мало кто был согласен.

Конечно, на сегодняшний день еще остался ряд нерешенных проблем. Например, дорогостоящая доставка. Ведь ни для кого не секрет, что издательские дома Украины и России сильно отличаются по исходящей цене. Наши читатели привыкли к ценам в два, а то и в три раза ниже, поэтому нам и нужна своевременная и недорогая доставка. Своевременность для прессы также является одной из актуальных проблем. Но пока и мы, и «Пресс-Логистик» готовы к долгосрочному и плодотворному сотрудничеству, проблемы будут решаться совместно и продуктивно.

— Ваш ассортимент сильно изменился? Какие федеральные издательские бренды сейчас можно найти в ваших киосках?

— Ассортимент изданий мы очень стараемся сохранить привычным для потребителя, и в то же время расширяем за счет издательских домов, не имевших представительств на Украине. Это такие как «Газетный мир», «Собеседник», «Мир новостей Дистрибьюшн», «Агентство МК», «ЮМС». Ряд ежедневных газет нашли выход  — печататься непосредственно в Крыму, чтобы ежедневно утром попадать на прилавки наших киосков. Это «Российская газета», «Комсомолка»«Известия», «Аргументы недели», «Аргументы и Факты», «Московский комсомолец». В ближайшее время появиться «Парламентская газета». В целом, как только решиться вопрос с доставкой, наши читатели получат ассортимент печатной продукции ничуть не хуже, а скорее даже лучше, чем был у нас представлен до референдума.

— Некоторые из издательских домов России в разные годы предпринимали попытки работать с региональными партнерами на основе прямых договоров, что сильно дестабилизировало рынок. Оставив в стороне рыночную этику, расскажите — интересно ли вам такое сотрудничество?

— Что касается прямых договоров с издательскими домами, повторюсь, вопрос в доставке. Мы много лет сотрудничали напрямую, опыт работы с большим количеством прямых договоров у нас есть. Но на данном этапе даже те, кто пытается выйти на нас и отгрузить первые поставки продукции, сталкиваются с огромными трудностями. И эти трудности легче решить крупной компании, чем в отдельности каждому издательскому дому.

— Как в целом вы могли бы охарактеризовать местный рынок печати? Ваша оценка.

— Количество издаваемых медиапроектов растет из года в год. Но аудитория, читающая традиционные издания, стареет, поэтому необходимо привлекать молодежь. Продолжается противостояние интернет-медиа и традиционных газет и журналов. Бесплатные газеты повышают качество: еще год назад бесплатная пресса носила чисто рекламный характер, но в последнее время появляется все больше информационно-политических изданий. Это все подрывает один из основных каналов продаж — розницу. Доходы от продажи прессы сейчас не покрывают затраты на транспорт, логистику, менеджмент, зарплату киоскеров. Крайне низкие показатели рентабельности в данном бизнесе.

— И в чем вы видите решение этих проблем?

— Одним из выходов в сложившейся ситуации на рынке является, во-первых, работа по принципу 60:40, где 60% ассортимента — пресса, 40% — сопутствующие товары, ассортимент которых вправе выбирать самостоятельно каждое предприятие.

Во-вторых, возможность объединения розничных предприятий в единую структуру (финансовую или организационную), преимущественно на региональном уровне. Мелким сетям не противостоять рыночной нестабильности.

И, в-третьих, наш розничный бизнес по торговле прессой зависит от решений и желаний городских властей. Необходимо, чтоб нас услышали и помогли решить ряд проблем предприятия на уровне города.

— Готовы ли вы к развитию конкуренции? И вообще, в чем вам видится развитие и «Союзпечати», и рынка продаж прессы в целом?

— Что касается конкуренции, монополистами нас сложно назвать. В городе достаточное количество частных розничных точек по продаже прессы. Очень часто они стараются поставить свои торговые точки рядом с нашими рентабельными киосками для возможности ценовой войны, тем самым забирая определенную часть наших покупателей. Тем не менее, ни один частник не открывает торговые точки заведомо убыточные, в отличие от «Союзпечати», которая, к примеру, на протяжении более чем 10 лет обслуживает жителей села Верхнесадовое по просьбе сельсовета. Помимо этого, если частникам удастся выжить нас с рынка, то кто будет распространять нерентабельные общественно-политические газеты и журналы? Каждый севастополец знает, что в определенное время рано утром идя на работу, он может купить в киоске «Союзпечати» свежую газету. В нашем городе сложилось такая ситуация, что частник легко может получить место для открытия своей торговой точки, для нас же наоборот очень затруднена процедура отвода земли. А для нормального развития предприятия в нынешних условиях необходимо содействие в реализации программ по расширению киосковой сети.

Евгения Трушина

PlanetaSMI.RU