Одна из старейших в России общественных организаций СМИ, ассоциация отслеживает основные тенденции в информационном пространстве страны и других государств, защита профессиональных интересов распространителей и издателей печатной продукции. Сегодня у нас в гостях президент АРПП Дмитрий Мартынов.
- Cобытия на Украине свидетельствуют, что информационные войны в современном мире отнюдь не закончены, и соответственно возрастает роль качественной, объективной информации.
- Информационные войны за последние 20 лет лишь обострились. И пресса не потеряла своей значимости. В отличие от Интернета, печатное слово – это журналистика качественная, которой люди доверяют. К тому же преобладающее число печатных изданий занимают четко выраженную государственную позицию. Пресса доходит до каждого города и небольшого населенного пункта, где Интернета может не быть, где ТВ не всегда качественно работает. Нельзя также забывать, что пресса – это такой же культурный феномен, как книга. Даже тематические группы журналов практически совпадают с книжными.
- В полной ли мере осознает сегодня государство роль прессы?
- Федеральные власти, и власти на местах увлеклись тезисом о том, что Интернет вот-вот уничтожит печатную прессу. Это с одной стороны, а с другой нередко считают, что продажа прессы – такая же коммерция, как торговля пивом или шаурмой. Об основных функциях прессы в государстве многие как-то подзабыли. Отсюда все беды рынка печатных СМИ.
- Люди привыкли к тому, что газеты и журналы, которые они получают по подписке, обходятся гораздо дешевле тех, что продаются в киосках. Однако теперь подписка становится дороже розницы? С чем это связано?
- На протяжении пяти последних лет государство выделяло национальному почтовому оператору «Почте России» из бюджета по 3 млрд. рублей в год с целью сохранения подписного тарифа. Теперь же на этом решено сэкономить, следовательно, цены на прессу, доставляемую «Почтой России», повысятся. Издания в киосках будут продаваться дешевле, чем по подписке. Львиную долю цены подписного издания составляют расходы «Почты России» на доставку, а это транспорт, бензин, складские помещения, почтальоны. Хозяйство обширное и затратное! Киоски же принадлежат не государству, а частным структурам, работающим более эффективно. Они стремятся как можно больше продать, поэтому цены не накручивают. Вот и выходит, что в киоске газета или журнал дешевле, чем по подписке.
- «Почту России» обязали не повышать подписной тариф более чем на четверть. А что происходит на практике?
- 25-процентный рост – это само по себе много. По нашим данным, граждане России, особенно в глубинке, стараются тратить на полугодовую подписку не более 500 рублей. А сейчас придется платить 630-650 рублей. Только за одно издание! Подписка может упасть на 30-50%, это пагубно скажется на экономике многих изданий. К тому же не надо забывать, что 25-процентный рост подписного тарифа – это для центральных изданий. Для региональных будет больше – на 30-50%, а то и на все 100. Такой большой разрыв в стоимости подписки зависит от тарифных зон. Чем дальше везут газету или журнал, тем они дороже обходятся. Ясно, что больнее всего повышение подписных цен ударит по подписчикам, проживающим в селах, поселках, небольших городах. Многие из этих людей откажутся от чтения прессы, считая, что она им не по карману.
- Падение подписки обернется сокращением тиражей.
- И довольно значительным! Некоторые издатели ожидают падения тиражей на 15-20%.
- Что же делать, чтобы сохранить институт подписки?
- Сначала государству нужно посчитать, какие же все-таки затраты у почты на подписку. Не так давно была утверждена методика, на ее основе почта разработала тарифы на подписку. Исходя из них, государство стало ее субсидировать. Потом вдруг оказалось, что всего за три-четыре года затраты «Почты России» выросли втрое. Это странно! Что произошло, что так затраты подскочили? Возникает вопрос, насколько правильно посчитаны затраты почты на доставку прессы? Но как бы то ни было, государству нельзя прекращать субсидировать почту. Это же прямая социальная поддержка населения. Подписчику не придется выкладывать дополнительные деньги за газету или журнал. Сэкономленные деньги он сможет еще на что-то потратить.
- Во многих развитых странах государство компенсирует затраты по доставке почты, чтобы читатель мог получать прессу по подписке.
- Да. К примеру, в США очень высокие субсидии. Когда несколько лет назад мы приехали в Штаты, с удивлением узнали, что по подписке получать прессу бывает в несколько раз дешевле, чем покупать в розницу. Именно благодаря тому, что государство компенсирует почте расходы на доставку.
- Давайте поговорим о проблемах розницы. Мы с вами помним времена Союзпечати. Идя на работу рано утром, можно было в киоске купить свежую газету и по дороге ее прочитать. Многие поэтому не подписывались. Как сейчас с этим форматом обстоит дело?
- Розница, киоски в первую очередь, сохраняет и будет сохранять свою значимость. Без киосков тираж газет и журналов не распространишь. Для этого недостаточно подписки и продаж в супермаркетах. Тревожная тенденция: сейчас по всей стране, за исключением очень небольшого количества регионов, происходят гонения на мелкую розницу, и многие киоски закрываются, в том числе киоски прессы. Второй негативный фактор - киоски отодвигаются от узловых мест пассажиропотоков. Если вернемся к советским временам, вспомним, что киоски прессы ставились рядом с входами в метро, на остановках общественного транспорта, на вокзалах. Теперь их задвигают, продажи катастрофически падают. Еще одна важная тема – ассортимент. Если киоск стоит возле входа-выхода из метро (и только там!), он может на 90% торговать одной прессой и выжить, если же он не в 20-30 метрах от метро, а в ста, то на одних только продажах прессы прожить в принципе невозможно. К сожалению, все факторы, возникшие за последние годы, негативно сказывались на прессе и системе ее распространения, в том числе рознице и киосках. Начиная с 2008 г., это отмена льготного налогообложения, финансовый кризис – упала покупательная способность, влияние Интернета, смещение киосков с узловых точек пассажиропотока. Все это привело к падению продаж прессы.
- Интересно, в Европе киоски прессы поддерживаются государством?
- А как же! Начиная от льгот по налогам, заканчивая, как во Франции, прямым субсидированием. У нас ничего этого нет. Остается единственный фактор – расширение ассортимента. Мы повсеместно наблюдаем неоправданное ужесточение со стороны местных властей. Вот, например, отменили продажу в киосках табачных изделий. А ведь люди с советских еще времен привыкли: купил сигареты, купил газету и наоборот. Взяли и разрушили эту привычку, ничем не заменив.
- Мы как издатели чувствуем, что в Москве тиражи слегка сокращаются не потому, что становится меньше читателей, а потому что условия продажи ухудшаются. Скажите, в каких регионах есть положительный опыт сети киосков прессы?
- Есть примеры положительные, но их немного. Самый яркий - Липецкая область. Там на киоски льготная долгосрочная аренда, они стоят долгие годы в хороших местах. Сеть потихонечку даже расширяется, и пресса там - преобладающий товар, продают достаточно хорошие тиражи и платят немалые налоги в областной бюджет. 130-140 киосков дают почти 100 млн. рублей налогов. Есть еще пример Казани, где в киосках прессы разрешили продавать кофе из автоматов и булочки. Оборот у них сразу вырос на треть. Если не расширять ассортимент, киоски прессы будут убыточными, владельцы их закроют. Собранные нами данные показывают, что существует очень сильная зависимость состояния рынка прессы от количества розничных торговых точек на душу населения. В тех странах, где это количество максимальное (Германия, Великобритания), там продажи значительно выше, чем у нас. В Москве в 3-4 раза ниже количество точек на душу населения и во столько же раз меньше потребление прессы на одного человека. Если дать нам хотя бы вдвое увеличить количество точек продажи прессы, то рынок бы вырос тоже в 2 раза. Ведь что такое пресса? Это самый качественный информационный продукт, в ней содержится самая проверенная информация, подготовленная профессиональными журналистами. Это вам не чернуха непроверенная из Интернета. К прессе отношение в обществе как к солидному, надежному источнику информации. И как к носителю культуры чтения.
- Если относиться так, какие меры могли бы предпринять власти?
- Очень важно предоставить хорошие места продаж, например, там, где интенсивный пассажиропоток. Да, киоски должны быть красивыми, аккуратными, и у распространителей есть соответствующие наработки. Но что толку, если их вынести на задворки? Надо, допустим, около метро разместить киоск, который одну прессу будет продавать. В другом месте, где проходит много туристов, можно торговать не только прессой, но и сувенирами, как это делают в европейских странах. В спальных районах в ассортименте может быть больше сопутствующих товаров. Надо не убирать киоски с улиц, а наоборот увеличивать их количество. Тогда и город, и страна получат больше налоговых отчислений не только от системы распространения – она же всего лишь посредник, но и от издателей, типографий.
- Какие бы вы от отрасли сформулировали пожелания властям?
- Если государство признает значимыми основные функции прессы, - информационную и культурную, - тогда задачу по спасению отрасли можно решить. Это главное пожелание! Чтобы власть не забывала, что пресса - такой же культурный феномен, как книги; что никакой Интернет в среднесрочной перспективе не вытеснит печатную прессую. А люди уже поняли, что в прессе гораздо более качественная, я бы сказал, государственническая информация. Помогать прессе значит повышать информационную безопасность страны. В 1990-е гг. был закон «О поддержке СМИ». Наше пожелание - принять такой же закон, не забывая, разумеется, и систему распространения.
Беседовал Андрей Авдонин
Источник: Газета "Мир новостей"