В министерстве земельных и имущественных отношений Башкирии, по информации „Ъ“, до конца года планируют определиться с формой объединения госпредприятий, подведомственных агентству по делам печати и СМИ. Тот факт, что вопрос находится в «серьезной степени проработки», подтвердил на сессии Курултая глава министерства Евгений Гурьев. Он отметил, что реформа «в большей степени затронет управленческий персонал государственных унитарных предприятий, который за счет объединения будет сокращен», и добавил, что в министерстве пытаются минимизировать «болезненность» процесса.
В ведении агентства по печати и СМИ находятся 14 полиграфпредприятий и 94 СМИ, большинство из которых — печатные.
Руководитель агентства Борис Мелкоедов рассказал, что рассматриваются два варианта объединения на базе ГУП «Республика Башкортостан» (выпускает одноименное издание): с включением в состав холдинга полиграфпредприятий или слиянием полиграфии в отдельную бизнес-единицу. В обеих версиях редакции печатных СМИ, существующие сейчас в форме ГУПов и казенных предприятий, должны присоединиться к материнской компании в виде филиалов. Холдинг в перспективе может быть акционирован. «Государство продолжит поддерживать национальные, детские, юношеские и районные СМИ, все остальные в перспективе должны стать рентабельными, хотя это не самоцель»,— добавил господин Мелкоедов.
В отличие от Татарстана, где государственное ОАО «Татмедиа» объединяет не только печатные и полиграфические, но и электронные СМИ, реформа в Башкирии, по планам правительства, не коснется ГУП ТРК «Башкортостан» (объединяет телеканал БСТ и ряд радиостанций) и ОАО «Информационное агентство „Башинформ”».
Ежегодный объем господдержки государственных печатных СМИ в агентстве оценивают примерно в 300 млн руб., их собственные доходы примерно в 600 млн руб. Из 94 таких предприятий лишь 15 являются рентабельными. Но о снижении объема господдержки и сокращении количества изданий речь не идет, отметил глава агентства.
От слияния в правительстве ждут прежде всего «новых, в первую очередь мультимедийных продуктов», роста конкурентоспособности госмедиа, особенно в интернете, где влияние государственных СМИ пока слабое, сказал чиновник. Сейчас, по его словам, редакторы госизданий «не имеют возможности сконцентрироваться на основной творческой деятельности, так как большинство одновременно и руководит предприятием».
За счет сокращения хозяйственных функций филиалов, как считают в правительстве, должны появиться деньги на рост зарплат творческим работникам. По оценке Бориса Мелкоедова, в государственных медиа она примерно вдвое ниже, чем в частных.
Другой чиновник в правительстве признал, что идея реформирования госсектора «витает не первый год», к ней «скрупулезно относится глава региона», в связи с чем вопрос «переходит в политическую плоскость».
По наблюдению Азамата Галина, возглавлявшего отдел культуры, спорта и СМИ в правительстве региона в 2009 году, «идея пересмотра схемы финансирования госСМИ похоронила уже не одну карьеру в правительстве». «С лояльностью госизданий проблем не возникало никогда, но как только речь заходила об оптимизации расходов, это встречало жесточайшее сопротивление редакторов,— отметил он.— Поскольку по численности они превосходят штат профильных ведомств, где обсуждается реформа, а уволить всех непокорных редакторов „районок” невозможно, боюсь, идея вновь останется на бумаге».
Ректор Башкирской академии госслужбы и управления Сергей Лаврентьев вспоминает, что был объявлен «врагом прессы», когда несколько лет назад публично призвал госиздания к переменам. Тогда процесс, по его словам, уперся в «технические вопросы вроде раздела собственности», а «редакторское лобби можно было преодолеть административным образом». «Большинство госСМИ в регионе не отвечают современным требованиям, а тиражами обязаны админресурсу,— заметил эксперт.— В одиночку они плохо вписываются в рынок и при сохранении нынешнего порядка вещей рано или поздно будут вынуждены уйти».
Медиааналитик Василий Гатов в то же время отмечает, что «любое укрупнение компании в области сервиса, ведет, как правило, к тому, что качество сервиса выравнивается, но не по „верхней границе” — лучшим участникам объединения, а по „ниже среднего”». «При „государственном”объединении резко возрастает бюрократия и контроль — организационный и политический. Этот подход, насколько мне известно, не сработал нигде, кроме Татарстана. Но там было вложено несколько лет постоянного труда, выращивания кадров, больше десяти лет одной и той же политики, при качественной образовательной опоре — журфаке Казанского госуниверситета, и то получилось не сразу».
Наталья Павлова, Анна Челак
Источник: Коммерсант