Бумажные газеты гибнут только тогда, когда покрываются плесенью

В медийной отрасли во всех странах происходят однотипные процессы: одни ресурсы рождаются, другие умирают, третьи – медленно стагнируют. Но есть общая диагностика, из которой делается совершенно очевидным, кому из печатных СМИ жить дальше и здравствовать, а кто дышит на ладан.

По российским СМИ последняя статистика совершенно прозрачна. По данным исследования «Левада-Центр», за десять лет в России заметно сократилось число регулярных читателей ежедневных газет: с 39% в конце 2003 года до 28% в начале 2014-го. При этом аудитория стала не только меньше, но и «скуднее»: почти в два раза сократилось количество тех, кто читает «две или более» газет – с 18% до 10% соответственно. Данные московских опросов позволяют предположить, что на чтении прессы серьезно сказалось появление новостных интернет-ресурсов. Так, «практически никогда» не читают ежедневные газеты половина москвичей и только треть столичных жителей вовсе не читают новости в Интернете. При этом регулярных читателей новостных сайтов в столице вдвое больше, чем читателей газет (33% против 14%). Регулярная аудитория общественно-политических журналов намного меньше – около 2% москвичей, еще 76% «практически никогда» журналы не читают.

Падение внимания к печатной прессе, кроме всего прочего, связано с тем, что газеты и журналы практически не меняются. Многие даже не пытаются ответить на вызовы времени, поэтому потребители от них и отворачиваются.

Для преодоления разрушительного вируса замшелости бумажных СМИ применяются различные методы. В России наиболее распространен мультимедийный подход, когда создается большой холдинг и производимый профессиональной редакцией контент распространяется по всем возможным каналам: бумаге, радио, телевидении, на сайте, мобильных устройствах и т.д. Это экономично и такими механизмами у нас овладели несколько крупных структур: «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Московский комсомолец», «Ньюс Медиа» и другие. Конвергенция СМИ в данном случае – это возможность поддержать друг друга: «бумагу» и «цифру».

Западные партнеры пошли дальше. Примеров тому два – это использование технологии дополненной реальности и налаживание обратной связи с читателями через цифровые технологии.

Так, применение технологии дополненной реальности в печатных СМИ продемонстрировало американское издание Wall Street Journal. Как пишет портал Mediamedia.me, журналисты WSJ подготовили обзор 3D-принтера, где разместили на печатной странице модель графика роста продаж таких устройств. При наведении камеры смартфона с установленным приложением, можно было видеть этот график в 3D.

К числу дополненной реальности относится технология размещения QR-кодов. Этот механизм позволяет пользователям современных мобильных устройств выходить соответствующим образом на видеосюжеты, музыкальные композиции или даже в интернет-магазины за покупками. Потребитель может, к примеру, приобрести товары, начиная от одежды и косметики и заканчивая инвентарем для дачи и огорода, стройматериалами и др.

На днях на Mediamedia.me появилась новость о том, что медиа-гиганты Washington Post и New York Times объединяются с компанией Mozilla для разработки новой платформы, которая позволит читателям публиковать комментарии, фотографии, общаться с журналистами и между собой. Редакции не просто собираются внедрить ноу-хау на своих сайтах, но и планируют поделиться им с другими новостными и блогерскими ресурсами.

О контенте, его качестве и будущем печатных изданий рассказывается и на страницах блога Thetrendologie. Автор публикации задается вопросом «Что ждет печатную прессу в будущем?» и отмечает, что в последние годы глянец потерял в качестве контента. Читатель хочет «отбить» деньги за покупку печатной прессы полученным от прочтения удовольствием. И если он не получит его от купленного журнала или газеты, то отправится искать где-то еще. Ряд зарубежных изданий сфокусировались на том, что действительно важно для периодической прессы – на содержании, артистичном, особенном, авангардом и всегда свежем. Именно они составили оппозицию «старому» глянцу. Появление этих журналов стало возможным благодаря желанию дать новый виток прогресса контенту, заставить его задаваться новыми вопросами и обретать новую форму в тот момент, когда существующая в печати информационная подача окончательно устарела.

Для бумажной прессы особенно актуально звучит призыв «Изменись или погибнешь!» Но, к сожалению, меняться всегда трудно и хлопотно – легче закрыться и уйти в другую отрасль. Надо изучать и внедрять новые технологии в производстве СМИ. В этом случае появляется и новая аудитория, и рекламодатели, и дополнительный доход. Я допускаю, что некоторым компаниям всё это не нужно. Проще, к примеру, заняться ресторанным бизнесом.

Я уверен, что российский рынок печатных СМИ пустым не останется, и на смену архаичным изданиям, не способным адаптироваться к новому времени, придут яркие современные проекты.

Источник: alexander-oskin.livejournal.com