«Тесный контакт с читателем — это наша фишка, это наше все!», — Антон Клюев, «Народный совет»

 На российском печатном рынке не так много долгожителей. И дело здесь не только во всевозможных отраслевых кризисах, но и в кризисе идей. Идей захватывающих, перспективных, и самое главное — интересных и нужных аудитории. Отрадно, что такие идейные проекты у нас все же случаются. И благодаря грамотному воплощению долгие годы одерживают уверенные победы в сложной конкурентной борьбе за самое дорогое — внимание читателей.

Совсем недавно знакомая тысячам россиян газета «Народный совет» отпраздновала десятилетие.PlanetaSMI.RU обратилась к ее главному редактору Антону Клюеву — нам хотелось и поздравить с замечательной датой, и узнать главные секреты успеха. Ответы Антона на наши вопросы — в интервью, посвященном десятилетию «Народного совета».

— Антон, в июне этого года «Народный совет» отметил юбилей — 10 лет с момента выхода первого номера. Поздравляем! Сделайте небольшой экскурс в историю издания. Ведь за эти годы менялась не только газета, но и рынок, на котором она работала. Я уж не говорю про кризис… Эти 10 лет были трудными?

— Когда занимаешься любимым делом, когда ты каждый день чувствуешь отдачу и сотни, тысячи людей благодарят тебя за твою работу, то трудностей не замечаешь. Тем более что, по большому счету, нам не приходится ломать голову — каким сделать очередной выпуск «Народного совета». Основные, самые актуальные, болезненные темы подсказывает нам сам читатель в своих письмах, звонках, электронных сообщениях. И даже кризис во всех смыслах сыграл нам на руку. Почти у всех изданий на рынке падали продажи, а у нас росли. Потому что темы социальной незащищенности, правового бесправия вышли на первое место. Людей массово увольняли-сокращали, плата за коммуналку для многих стала неподъемной, чиновники футболили... И тут мы — на своем коньке! Ведь главная наша задача — помочь людям справиться с проблемами, защитить свои права, с помощью законов улучшить свою жизнь... Об этом я расскажу еще подробнее. А история «Народного совета» такова.

В 2004 году журналист Тамара Виркунен сотоварищи подарила жизнь этой газете. Первый номер «НС» состоял из 16 страниц формата А4, на обложке было много выносов, а внутри очень мало иллюстраций, тексты печатались мелким кеглем.

В начале 2005-го, когда у издательства сменился собственник («Логос» продал бизнес немецкому издательскому дому Bauer), поменялось и руководство газеты. Главредом «НС» стал Роман Попов, пришедший из «Комсомольской правды», я — из газеты «Трибуна» — стал его заместителем (а в 2007 году Роман передал мне эстафетную палочку главного редактора, возглавив журнал «Тайны звезд»).

Обложка первого номера «Народного совета», вышедшего в 2004 г. Фото: архив редакции

Ну, вот. В первую очередь мы тогда улучшили обложку: сделали ее более яркой, подачи — более понятными, более заметными. Увеличили размер кегля внутри, чтобы наши читатели (а среди них немало пожилых людей) могли читать без лупы. Появились новые юристы-консультанты, специалисты... Стали тщательнее относиться к редактуре текстов — так, чтобы читатель не спотыкался на незнакомых ему словах и оборотах. Увеличили объем. Сегодня «НС» — это 24 полосы, плюс регулярно мы утолщаемся и делаем читателям подарок в виде дополнительных 8 страниц.

Обложка «Народного совета», 2005 г. Фото: архив редакции

— Согласитесь, 10 лет для печатного СМИ в наше нестабильное время — срок. Как вы думаете — в чем главная причина успеха вашего проекта?

— Сильной стороной «Народного совета» была и остается ее социальная направленность.

На российском печатном рынке нет другой такой газеты, которая так подробно и в доступной форме разъясняет народу, как применить ту или иную статью закона (постановления). Мы говорим с читателем на одном, понятном и доступном языке. Мы облачаем все сложное в простую форму. Даем пошаговые инструкции, разжевываем и отвечаем на вопросы «Что делать?» и «Как?». Причем последнее особенно важно. Потому что люди, чаще всего, не знают именно «как» решить проблему.

«Народный совет» — это единственное интерактивное издание, в каждом номере которого присутствуют темы, подсказанные читателями. У нас существует колл-центр, куда можно бесплатно позвонить; нам можно написать, в том числе по электронной почте, и задать свой вопрос. Именно на основе писем, телефонных звонков и электронных сообщений формируется контент каждого номера, определяется его главная тема. В этом смысле нам легко держать руку на пульсе — мы всегда знаем, что сейчас людей волнует больше всего. Затеяло государство пенсионную реформу — мы тут как тут: отвечаем на вопросы обеспокоенных пенсионеров (кстати, уже трижды Пенсионный фонд РФ признавал «Народный совет» лидером среди российских СМИ по освещению пенсионной тематики). В кризис, в волну массовых увольнений, мы упирали на то, как бодаться с работодателем, как при сокращении или увольнении выжать из него максимум. Тенденция для сегодняшнего — люди вновь стали активно брать кредиты, покупать бытовую технику, ездить отдыхать... Стало больше вопросов по этим темам.

В наш адрес приходит очень много благодарностей от людей, которые с нашей помощью решили свои проблемы. Кто-то добился повышения пенсии, кто-то выиграл суд, отстоял права на жилье, снизил размер коммуналки...

Ну и наконец, в 2005 году аудитория одного номера газеты насчитывала 200-300 тысяч читателей, сегодня эта цифра приблизилась к 600 тысячам!

Обложка юбилейного номера «Народного совета», приуроченная к 10-летию выхода издания, 2014 г. Фото: архив редакции

— И кто они — читатели «Народного совета»?

— Нашу газету покупают в основном женщины 45-60 лет, но читают и находят для себя полезную информацию и их мужья, дети, внуки. Это люди, знающие цену деньгам, умеющие их тратить эффективно и с пользой для себя и близких. Наши читатели — социально-активная часть общества.

В свое время, году в 2006-м, мы попытались сделать шаг в сторону омоложения аудитории. На обложках появились юные девы, молодые лица. Темы стали более омоложенными. В итоге продажи стали падать. Эксперимент не удался. Поэтому, мы работаем и будем работать на ту целевую аудиторию, которая у нас есть.

— Расскажите о существующем сейчас рубрикаторе. Какие темы и в каких рубриках поднимаются?

— «Народный совет» состоит из двух частей. Первая часть тетрадки — это ответы юристов на вопросы, социалка: «Жилищный вопрос», «Работа и зарплата», «Пенсии и льготы», «Наследство», «Земля и люди», «Семейное право», «Товары и услуги», «Финансы» и т.п. Далее идут рубрики домашние, семейные. Здесь уже делятся секретами, дают советы в основном сами читатели: «Будьте здоровы», «Приятного аппетита», «Дачный сезон», «Православие», «Дочки-матери»...

Если говорить, на какую тему больше всего вопросов, то в лидерах проблемы жилья, работы, пенсий… Это и понятно. Ведь в основе жизни каждого человека (из материальной составляющей) заложены две основные проблемы: «где жить?», и «на что жить?». Основная масса наших читателей воспитана в Советском Союзе, и их, конечно, больше всего интересуют возможности бесплатного социального обеспечения. Не что власти для них могут сделать, а что должны. Как за госсчет сделать капремонт дома? Как снизить квартплату и расширить квадратные метры? Как выбить льготы? Как бесплатно отдохнуть?... Ну и, безусловно, огромное количество вопросов от пенсионеров. Все-таки у нас в стране почти 40 миллионов пенсионеров, для которых их пенсия, как правило, единственный источник дохода. Вот и спрашивают нас: правильно ли им посчитали пенсию, а какие им положены надбавки, льготы...

— Вы сказали, что «Народный совет» — издание интерактивное, и вы активно работаете с читателями. На каких принципах строится эта работа? И оправдана ли такая активность, ведь она требует от редакции больших усилий, и наверняка приносит много хлопот…

— Как я уже говорил, у нас есть бесплатный для читателей телефон: 8-800... Они нам звонят, задают свои вопросы. Две девушки, которые сидят в редакции и принимают звонки, уже настолько поднаторели в вопросах права (не имея юридического образования), что чаще всего сходу подсказывают, как человеку по закону решить свою проблему. Если же ответить не могут, записывают вопросы и мы потом пересылаем их юристам. Мы также получаем мешки писем еженедельно. Читаем каждое! Нет, скажу я вам, не разучились еще люди писать на бумаге, подписывать конверты, отправлять их по почте! Только за счет наших читателей «Почта России» могла бы прекрасно жить... Но это уже другая история.

Хлопотно ли это? Не знаю. Мы по-другому просто не представляем нашу работу. Тесный контакт с читателем, постоянная обратная связь — это наша фишка, это наше все! Сложнее было на первых порах подобрать специалистов, которые могли бы отвечать доступно и понятно. Особенно с юристами намучались. Ведь каждый подготовленный экспертом ответ должен быть одновременно юридически точным по содержанию и простым по форме. Поначалу мы перерабатывали ответы экспертов сами, оставляя из нескольких листов канцелярщины два абзаца внятного текста. Одновременно, учили гуру права, изъясняться «по-русски». Словом, своих экспертов мы подбирали не один год и, что называется, поштучно.

— Сегодня под брендом «Народный совет» выпускается целая серия спецвыпусков. Почему они появились? И каким тематикам посвящены?

— Сначала была газета, и газета эта была «Народный совет». Как вы уже знаете. Но чем больше росла наша аудитория, тем больше вопросов получали мы. И когда поняли, что в имеющийся объем газеты мы уже не помещаемся, на свет появились наши приложения, журналы. Самым первым детищем, в 2007-м, стал справочник «Сам себе адвокат» (196 стр. формата А5) — это сборник тех вопросов и ответов, которые уже выходили в «Народном совете». Очень удобно — из сотен ситуаций, собранных в одном месте, всегда отыщется своя. Затем, в 2008 году, появились «100 ответов юристов» (36 стр. формата А4). В нем начали публиковать вопросы, которые «стояли в очереди» на ответ в «Народном совете». А в 2009-м мне позвонил известный адвокат Александр Трещёв, который перед этим купил и пролистал наш журнал «Сам себе адвокат» — его название привлекло. Его подкупило то, как просто мы умеем доносить важную юридическую тематику. Александр воскликнул: «Я тоже так хочу!». И через несколько месяцев в киоски поступил наш новый проект — «Народный адвокат». Мы определяли с нашим новым экспертом тему, и он разжевывал ее по полной. Каждый номер — самое полное раскрытие одной из самых злободневных тем: жилье, работа, кредиты, семья, наследство... Журнал «имени одного адвоката» настолько стал популярен, что уже в июне этого года мы запустили с Александром новый проект: «Народный адвокат. Защита Трещёва»…

Спецвыпуски газеты «Народный совет»

— …У вас все спецпроекты юридические?

— Нет. Например, «Дачный сезон». Здесь своими знаниями делятся лучшие овощеводы, садоводы и цветоводы страны — преподаватели знаменитой Тимирязевский академии. Рассказывают о своем опыте и сами дачники. Ну и на десерт — консультации юриста (и здесь никак без них нельзя).

Особенностью еще одного нашего издания — «Готовим дома» — является то, что каждый рецепт комментирует профессиональный повар. Он советует, как улучшить блюдо и ускорить процесс его приготовления. На пару с ним инспектирует читательские рецепты врач-диетолог на предмет, как сделать то или иное блюдо более здоровым и менее калорийным. Это очень важный для читателя посыл: нам очень важно, чтобы еда на его столе была и вкусной, и здоровой!

«Народные рецепты для вашего здоровья». Здесь примерно та же фишка: каждый читательский совет внимательно просмотрел опытный фитотерапевт и, если это потребовалось, поправил его и дал свое пояснение. Плюс, к народной медицине мы подтянули и официальную: специалисты разного профиля также советуют, как справиться с недугами, а еще лучше — не допустить их.

— Какова география и способы распространения «Народного совета»? Где его могут приобрести читатели?

— Да практически в каждом газетном киоске страны, а также во многих почтовых отделениях. Наша сеть распространения охватывает примерно 95% всех российских киосков печати!

География распространения газеты «Народный совет»

Источник: «Народный совет»

— Наверняка у вас много подписчиков. Подписной тираж велик?

— Общий наш тираж, в зависимости от сезона, колеблется в пределах 210-230 тысяч экземпляров. Из них не менее 40 тысяч — это подписка. Каждое полугодие цифра меняется, но незначительно. Согласитесь, в наше время такие показатели по подписке — редкость. Мы холим и лелеем наших верных читателей. Каждую подписную кампанию мы придумываем для них новые акции или конкурсы. Всеми возможными способами благодарим тех, кто выбрал нас.

— Уверена, впереди у «Народного совета» еще много счастливых десятилетий. Поделитесь планами на будущее. Над решением каких задач и вопросов планирует трудиться коллектив редакции?

— Спасибо за вашу уверенность! Что самое приятное, она совпадает с моей. Будем развиваться, будем и дальше идти в ногу с проблемами, которые волнуют людей. Будем и дальше помогать им решать их. На нас большая ответственность. Ведь после множества программных заявлений лидеров нашей страны о ликвидации правовой безграмотности, о построении правового гражданского общества, на этом поле столь успешно и результативно играем только мы.

Евгения Трушина

 

Источник: PlanetaSMI.RU