Что важнее: субсидии на подписку или политическая ситуация в стране? — Светлана Дзюбинская, ФАПМК

Основной темой заседания Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, которое проходило 19 июня в здании Государственной Думы, стал вопрос о мерах законодательного обеспечения поддержки СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции.

Начальник отдела периодической печати ФАПМК Светлана Дзюбинская, выступая на заседании, заявила, что в той катастрофической ситуации, в которой сейчас оказалась подписка на газеты и журналы, а также для улучшения положения почты, субсидии на доставку подписных тиражей просто необходимы.

Обстановка, которая сейчас сложилась вокруг подписки на печатную прессу в России, осложняет жизнь не столько самой почты, сколько обычных граждан страны.

«В Кабардино-Балкарии, например, возникла очень сложная ситуация с подпиской: цены на нее взлетели до неимоверных высот, увеличившись в два с половиной раза, что стало причиной резкого сокращения количества подписчиков», — рассказала Светлана Дзюбинская. Однако, считает она, на настоящий момент главный вопрос состоит не в том, улучшится ли положение «Почты России», или положение какой-то отдельной области в сфере подписки, а в осознании того, что сама по себе проблема лежит гораздо глубже. Основной возрастной категорией, которая подписывается на печатные издания в той же Кабардино-Балкарии (да и в большинстве регионов страны тоже), являются «люди, которые ходят на выборы». Это осознают и в самой республике. По словам Дзюбинской, местное руководство «Почты России», осознав всю катастрофичность происходящего, само обратилось к руководству области с просьбой о выделении финансирования на поддержку подписки.

Конечно, сегодня нельзя отрицать того факта, что причиной сокращения числа потенциальных читателей печатных СМИ во многом является развитие Интернета, на просторах которого молодежь проводит большее количество свободного времени. Однако данная тенденция характерна в основном для крупных городов; жители же удаленных регионов по-прежнему предпочитают получать информацию из газет и журналов, которые доставляются им по почтовым каналам. Именно поэтому к вопросу сохранения института подписки, как и издательской отрасли в целом, необходимо подходить со всей серьезностью. Особенно это важно в отношении регионов «с острой ситуацией», подписчики которых, отказавшись от подписки из-за повышения цен на нее, останутся в информационной изоляции от центральной России. Вернуть же их в подписку, как показывает практика, будет практически невозможно. «Когда человек уходит, его очень сложно, а порой и невозможно вернуть, даже при условии, что мы возвратим субсидии на доставку тиражей, и подписка вновь станет доступной», — уверена Светлана Дзюбинская. — «Мы должны положить на чашу весов политическую позицию с одной стороны и субсидии с другой, и хорошенько взвесить — что важнее».

Рассуждая о возможных способах разрешения ситуации, Светлана Дзюбинская рассказала, что, например, в Республике Башкортостан был предложен план действий, по которому подержались бы только региональные СМИ. Однако данный механизм не был признан эффективным, поскольку при делении СМИ по региональному признаку, «начнется еще большая конфронтация внутри отрасли, которая и сейчас достигла апогея».

По мнению докладчицы, пока на высшем уровне решается вопрос возможной экономической поддержке печатных СМИ, можно было бы предусмотреть реализацию и иных мер, не требующих дополнительного финансирования. Например, крайне эффективным могло бы стать решение о включении в оценку эффективности деятельности региональных властей количества книжных магазинов и точек продаж прессы, которые располагаются на территории субъектов РФ. «Такой механизм вполне реален, и он не требует никаких дополнительных средств, хотя сам по себе может стать эффективным инструментом, способным сыграть важную роль в качественном развитии печатной отрасли», — заключила Светлана Дзюбинская.

Екатерина Савицкая

 

Источник: PlanetaSMI.RU