В конце апреля по итогам медиафорума ОНФ Путин поручил правительству разработать до 1 июня новые меры поддержки печатных СМИ, которые понесли значительные убытки из-за повышения «Почтой России» тарифов на доставку изданий подписчикам. Но в ОНФ никаких результатов не увидели. Поэтому, как рассказала РБК сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, на прошлой неделе она и другие сопредседатели (Станислав Говорухин и Александр Бречалов) обратились к начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко с просьбой «принять все возможные меры, чтобы поручение президента было выполнено, а проблема решена».
А в понедельник ОНФ созвал круглый стол, на который пришли министр коммуникаций и связи Николай Никифоров, представители Роспечати и «Почты России». «Если правительство не находит сил и времени это сделать», ОНФ вместе со всеми заинтересованными сторонами найдет выход из сложившейся ситуации, подчеркнула Тимофеева.
На круглом столе, как следует из сообщения на сайте ОНФ, Тимофеева напрямую обратилась к министру Никифорову: «Отдельная просьба будет к Николаю Анатольевичу работать дальше достаточно оперативно, потому что, если вы говорите, что поручение выполнено, то по факту ситуация не изменилась». Из-за роста тарифов на услуги «Почты России» (с 1 апреля выросли в среднем по стране на 300%) стоимость подписки на издания выросла на 34—200%, привели на круглом столе данные мониторинга.
Никифоров сказал на заседании, что Минкомсвязи предложило меры для решения проблемы и направило их руководству еще в конце мая. Но многие из этих предложений ОНФ не устроили, сказала РБК Тимофеева. «Например, они говорят о том, что подписка станет дешевле, если люди сами придут на почту за газетой. Но почтовые отделения могут быть расположены далеко от дома, да и цена там не отличается от той, за которую газету принесут домой или продадут в киоске», — говорит сопредседатель центрального штаба ОНФ.
По итогам круглого стола ОНФ представители правительства и СМИ выработали 12 предложений, которые должны решить проблему. В частности, предложено вернуть подписные цены на уровень первого полугодия 2014 года, законодательно прописать государственное регулирование тарифов на услуги подписки, обеспечить транспарентность при установлении тарифов, не спешить с акционированием «Почты России», установить нулевую стоимость для граждан местной доставки общественно-политических периодических изданий в сельские и труднодоступные пункты, отнести рекламу таких изданий к социальной.
Представитель Минкомсвязи прокомментировал РБК 12 предложений круглого стола кратко. По его словам, Минкомсвязи, в свою очередь, «предложило создать экспертный совет по поддержке СМИ» и считает, что «необходима адресная поддержка действительно социально значимых изданий, а не кроссвордов и гороскопов».
Один из участников круглого стола говорит, что похожие аргументы Никифоров приводил и на обсуждении в ОНФ, настаивая также на том, что существенного роста цен на подписку и падения тиражей не произошло. Однако, по оценкам самих СМИ, в среднем по стране цены на подписку выросли на 50%, и то лишь потому, что многие издания, ожидая повышения тарифов, провели ее досрочно, а также приняли меры по снижению издержек. Но уже осенью в отрасли ожидают значительно более существенного падения тиражей, что ударит не только по медиа и читателям, но и по типографиям, говорит собеседник «Ведомостей».
Источник в ОНФ отмечает, что Никифоров отчитывался о выполнении поручения президента, перечисляя меры точечной поддержки изданий, которые Минкомсвязи осуществило еще до медиафорума, но участники круглого стола настаивали, что эти меры не носят системного характера и не решают проблемы в целом. Да и поддержка социально значимых изданий сокращается год от года, и нет гарантий, что ее не получат те же издания кроссвордов, говорит один из участников круглого стола.«Надо понимать, что в бюджете не заложены дотации на доставку подписных изданий населению, и это является главной причиной проблем на этом рынке, — говорит Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). — Подписка на газеты и журналы в стране нужна, ее нужно спасать, но делать это не политическими лозунгами, а исключительно финансовыми средствами через восстановление госсубсидий на доставку подписных изданий населению в объеме, полностью покрывающем убытки «Почты России».
О таких мерах говорилось и в распространенном на круглом столе в Госдуме в начале июня перечне предложений АРПП. Среди них содержалась мера, которую продвигает и ОНФ: отнести рекламу института подписки к социальной. На круглом столе в ОНФ директор издательского дома «Нижегородская правда» Татьяна Метелкина выступила с инициативой законодательно закрепить социальную функцию самой «Почты России», вменив в ее прямую обязанность осуществлять подписку и доставку периодики.
«Данная услуга остается для «Почты России» приоритетной, и мы понимаем ее социальную значимость, — заверили РБК в пресс-службе организации. — В следующем году «Почта России» планирует разработать возможные решения, которые позволят издательствам печатных СМИ напрямую взаимодействовать с «Почтой России», а подписчикам — оформлять подписку на издания непосредственно на сайте почтового оператора».
12 предложений «фронтовиков» направлены в администрацию президента с просьбой «взять руководство по определению окончательного перечня мер по решению сложившейся в сфере подписки ситуации в свои руки», говорится в сообщении ОНФ по итогам совещания.
Источник: rbcdaily.ru