Глава Минкомсвязи России принял участие в работе круглого стола по поддержке печатных СМИ

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров принял участие в работе круглого стола «Поддержка региональных СМИ: быть или не быть?», который организовал Общероссийский народный фронт. Приводим полную версию выступления главы Минкомсвязи России.

«Поручение Президента, данное Минкомсвязи России после Первого Медиафорума независимых региональных и местных СМИ “Правда и справедливость” 24 апреля в Санкт-Петербурге, по сути, состояло из двух блоков.

Первый — обеспечить приоритет региональных и муниципальных печатных СМИ при оказании Роспечатью господдержки социально значимым проектам.

Второе — внести предложения, в том числе, по предоставлению дополнительных дотаций для компенсации издержек, понесенных той же самой категорией СМИ в связи с повышением подписных тарифов “Почтой России”.

Символично, что мы собрались обсудить поддержку печатных СМИ в последний день подписной кампании на второе полугодие 2014 года. Подписная кампания проходит впервые в условиях отсутствия серьезных федеральных дотаций.

Хотел бы остановиться на конкретных цифрах, характеризующих ситуацию в целом по стране. Хочу озвучить тезисы доклада нашего министерства, который был направлен 16 мая во исполнение поручения Президента в Правительство и 26 мая — Президенту РФ.

Ежегодно в Роспечать поступает порядка 350–400 заявок от региональных и муниципальных изданий на поддержку социально значимых проектов, реализуемых этими СМИ. Заявки рассматриваются Экспертным советом при Роспечати. В 2013 году было поддержано 299 периодических печатных изданий на сумму 115,9 млн руб., доля региональных и муниципальных СМИ составила 57,6%.

На 2014 год бюджет меньше — 99 млн рублей, доля региональных и муниципальных СМИ — 55%. По итогам поручения президента все оставшиеся средства будут распределены между региональными СМИ. Время для подачи заявок еще есть — они принимаются от издающих организаций до 30 сентября 2014 г.

Что было сделано в части поддержки подписки.

1. Сохранены скидки для федеральных изданий при достижении подписного тиража 220 тыс. экз. и для региональных изданий при достижении подписного тиража 17 500 экз. Скидка составила 17%.

2. Сохранены скидки для всех районных и городских изданий — 25%.

3. Сдержан рост тарифов на подписку в 3–5 тарифных зонах в целях роста подписной цены на издания в среднем не более чем на 25%. Хотя “Почта России” не обязана это делать, в каком-то смысле это идет из кармана почтальонов, которые доставляют прессу.

4. Увеличена скидка для подписчиков, получающих издания в отделении почтовой связи, с 10% до 43% в среднем по стране в зависимости от тарифной зоны.

5. Введены специальные тарифы для юридических лиц, работающих по прямым договорам с почтой (порядка 30% скидка), по тендерным договорам (порядка 40% скидка).

6. Принято решение об увеличении сетевого вознаграждения для операторов и почтальонов, оформляющих подписку.

7. Проведены стимулирующие акции для подписчиков в сельской местности.

Кроме того, обеспечено взаимодействие Почты России с крупными издательскими сообществами — как федеральными, так и региональными.

Проведена серия выездных совещаний руководства Министерства по данному вопросу в Ростовской области, на Урале, в Республике Башкортостан. На них была проанализирована ситуация с подпиской, а также меры, направленные на сохранение рынка печатных СМИ.

В частности, было отмечено следующее.

Во-первых, СМИ в значительной степени сами “затормозили” начало подписной кампании, когда пошел ряд публикаций, что субсидия “Почте России” будет возвращена. Субсидия исчезла не в этом году. Об этом было известно еще в прошлом году. Спекуляции на возвращении субсидий на подписку не соответствуют действительности.

Во-вторых, во многих регионах к проблеме повышения тарифов на подписку не подключились местные власти. В тех регионах, где власти провели работу по информированию населения о ситуации с подпиской и оказали точечную помощь, на их взгляд, социально значимым изданиям, помогли с организацией подписки. Там где местные органы власти и СМИ поработали, все не так плохо.

В качестве примера хотелось бы отметить позитивную роль руководства Республики Башкортостан, по решению которого на поддержку местных печатных СМИ было выделено 300 млн рублей. В результате сокращение подписных тиражей не превысило 10%.

Все это показывает, что там, где региональные власти всерьез озадачены оказанием помощи региональным и муниципальным газетам, драматического снижения подписных тиражей не происходит. Хочу напомнить, что без корректировок федеральных субсидий в прошлом году падение тиражей составило около 10%.

В-третьих. В процессе обсуждения Министерство и “Почта России” не возражали против создания местными газетами альтернативных способов доставки. Мы за конкуренцию. В ряде регионов альтернативные системы доставки появились даже у районных газет.

В-четвертых, у ряда СМИ возникают вопросы к деятельности подписных агентств и к работе Межрегионального агентства подписки (МАП), которое контролирует более 40% общего объема подписки. Партнерами “Почты России” в реализации услуг по подписке являются девять подписных агентств, в каждом отделении связи у нас присутствует минимум три подписных каталога. Со следующего года “Почта России” запустит систему, позволяющую автоматически с помощью информационных технологий каждому издателю выстраивать взаимоотношения “Почтой России” напрямую.

В-пятых. В процессе общения с местной индустрией выяснилось, что редакторы печатных СМИ обеспокоены серьезными ограничениями, которые пришлись на рекламный рынок в 2012—2013 годах. Здесь мы также должны разделять, какое влияние оказывают меры по поддержанию подписки, а какое — другие меры. Ограничения рекламы БАДов, лотерей, алкоголя сократили рекламные сборы на 20–25%.

В-шестых. Практика показывает, что результаты подписки напрямую зависят и от востребованности издания у читателей. Там, где газета интересна и любима, драматического снижения подписки не происходит. А там, где редакции “расслабились” и прекратили ежедневную борьбу за читателя, происходит серьезное падение тиражей.

В итоге, по предварительной оценке, результаты подписной кампании на второе полугодие по сравнению с прошлым годом выглядят так.

Подписка упала на 17–20% (в среднем по стране).

При этом в некоторых регионах наблюдается рост подписки. Например, в Липецкой области — 15%, Чеченской Республике — 8%. На уровне первого полугодия осталась подписка в Архангельске.

Не произошло серьезного снижения и на Дальнем Востоке. Не более чем на 10% подписка упала в Башкортостане.

Таким образом, заявления о том, что подписка сократится в разы, оказались безосновательными.

Справедливости ради стоит сказать, что объем подписных тиражей постоянно снижался и при дотировании подписки государством.

Следовательно, можно констатировать, что причинами снижения подписки являются системные проблемы СМИ, а не повышение стоимости доставки.

В чем сегодня заключаются проблемы, о которых часто говорят и сами средства массовой информации?

1. По оценке медиаиндустрии, количество СМИ сегодня вдвое превышает возможности рынка.

2. Прежде всего, это связано с качеством печатной прессы. Как правило, большое падение тиражей наблюдается, прежде всего, в случае оттока читателя, потери интереса у аудитории к контенту, предлагаемому СМИ.

Исследования, проводимые в регионах, показали, что при этом у таких издателей самый высокий процент возврата тиражей из розничной сети — до 60%–70%. Это важный показатель, на который нужно обратить внимание. И здесь никакие дотации не помогут.

3. Уже давно общепризнанной проблемой стало качество журналистского образования. Изменение к лучшему в системе подготовки кадров необходимо не только для журналистики. С теми же самыми проблемами мы сегодня сталкиваемся в кино, ИТ-отрасли и в других. Детально мы обсуждали это на заседании Общественного Совета Минкомсвязи. Необходимо проводить отраслевые аудиты высших учебных заведений, где готовятся кадры для отраслей.

4. В условиях сокращения государственных дотаций и на падающем рекламном рынке следует подумать о компромиссных вариантах ограничений по размещению рекламы. А то мы не только перестали давать рыбу, но еще и сильно подрезали удочку. И выжить в таких условиях СМИ будет крайне сложно. Чаще всего сегодня поднимается вопрос о рекламе медицинских товаров и услуг. Хотела бы отрасль и определенных налоговых послаблений, но позиция Минфина, связанная с нехваткой федерального бюджета, нам всем хорошо известна.

5. Всем СМИ сегодня надо активно искать модели повышения экономической эффективности и снижения уровня затрат. Два года назад я работал в республике Татарстан, хочу поделиться тем опытом, который реализовали там. В Татарстане был создан республиканский медиахолдинг. Аналогичный опыт имеется у воронежцев. По этому пути собирается идти Башкирия. На Урале сегодня ставят задачу повышения доли собственных доходов у местных СМИ, чтобы снизить их зависимость от финансовой помощи местных властей. Там же изучаются и более эффективные формы их юридического статуса, в частности в форме АНО.

Весь этот опыт можно обобщать и искать выход из той реальности, в которой мы оказались. Нужно проводить общероссийское совещание, которое будет посвящено развитию региональных и муниципальных СМИ. Считаю, что можно провести его осенью. Приглашаю коллег из Общероссийского народного фронта, чтобы совместно искать ответы на вопросы».

Источник: Минкомсвязь России