Существование полиграфических материалов всецело зависит от объемов продаж и основного контента рынка печати, поэтому, если при падении продаж печатной продукции у издателей еще есть альтернативный способ доставки информации до потребителя, то для полиграфии снижение количества продаваемых тиражей будет иметь смертельный исход. В свое время полиграфия пережила уже пять технологических пределов, которые достигала экономика, и вышла из этих сложнейших ситуаций, оставаясь на достойном уровне. И вот сейчас вся мировая экономика, в том числе и российская, входит в очередной технологический передел. «Именно сейчас появляется осознание того, что такой высокий уровень развития печати всецело обязан полиграфии, потому что в начале, благодаря появлению новых печатных возможностей, появилась книга, затем полиграфия способствовала появлению газет в качестве мощного и массового информационного продукта», — говорит Борис Кузьмин. И вот теперь полиграфия продолжает все еще развиваться, осваивая новые технологии и толкая вперед развитие целой печатной отрасли.
О положении полиграфии
Полиграфия сейчас находится в особом положении по сравнению с другими обрабатывающим отраслями, поскольку шестой технологический передел определяется развитием нанотехнологий именно в информационной и энергосберегающей сферах. Однако такие тенденции обеспечивают не только дальнейший прогресс в экономике, но и сложные процессы замещения в полиграфической сфере. Отсюда и рождается острая конкуренция среди печатных СМИ.
Для улучшения состояния печатной сферы сам производитель может прилагать титанические усилия, однако если потребитель потеряет интерес к печатной продукции, то тогда все решения, которые СМИ пытаются принять, будут абсолютно бесполезны и ни к чему не приведут. А на сегодняшний день полиграфии только и остается, что надеяться на положительные тенденции в области развития книг, издательского дела и печатных СМИ, потому что от уровня улучшения положения этих сфер напрямую зависит развитие самой полиграфии.
Инвестиционный процесс, на который надеялись печатные СМИ, сейчас практически остановился, поскольку никто не знает в каком направлении нужно двигаться, развиваться, куда вложить деньги и труд.
Полиграфии нужна четкость и ясность в каждом направлении развития, «поскольку однажды мы уже обожглись, в 2009 и 2010-ом годах, когда бурное формирование новых технологий в области полиграфии толкнуло полиграфистов взять на себя все риски, связанные с перевооружением предприятий», — рассказывает Борис Кузьмин. Полиграфия больше не выдержит таких компаний, поэтому сейчас очень важно определиться не только с вектором развития печатных СМИ, но и осознать реальное значение контента для рынка продукции.
Безусловно, полиграфия нуждается в совершенствовании, и именно поэтому сейчас так необходимо всецело оценить рынок печатной продукции и определить, какие действия должны быть предприняты для самого эффективного прогресса. «Такие факторы как наше положение пограничной отрасли, которое мы занимаем, конкуренция с зарубежной полиграфической базой, учитывая наше вступление в ВТО и Флорентийское соглашение, не позволяют нам останавливаться», — утверждает Борис Кузьмин.
О необходимых мерах
Существует острая необходимость печатать для российского заказчика и, более того, полиграфия ставит перед собой задачу выйти из экспорта полиграфических услуг. Решение этих задач определит главную конкурентоспособность производства и обеспечит развитие отрасли на должном уровне, поскольку сейчас очень нужно как можно быстрее поднять качество и уровень полиграфии до новых стандартов, чтобы в будущем была возможность конкурировать с электронными СМИ, соперничество с которыми и сейчас достаточно жесткое.
Главной задачей является сохранение «печатного дела, этого блага, которое четыре с половиной века сохраняло свои позиции, обеспечивая научно и культурно-социальное развитие общества, несмотря на конкуренцию. Появления радио, телевидения, ознаменовало начало нового века для печати и, тем не менее, печатная сфера выдержала. Но сейчас положение печатных СМИ сложное как никогда. Проблема не только в том, что обострилось соперничество с другими отраслями информационного рынка, говорит Борис Кузьмин, но и в том, молодежь, уже не умеет ни читать, ни говорить, и этот пробел сильно ощущается. Целое поколение новых кадров: журналисты, комментаторы, и двух слов связать не могут.
Сейчас как никогда важна поддержка государства, поскольку тиражи, которые выпускает полиграфия, стали ничтожно малы. 5000 экземпляров – это норма для многих изданий, хотя на самом деле такое количество книг не способно проинформировать нужное количество читателей. «Вся ситуация, в которой находится печатная пресса, похожа на настоящую профанацию, которая приведет нас катастрофическому результату в будущем, если мы так и продолжим бездействовать», — заключил Борис Кузьмин.
Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU