Господдержка региональных СМИ: комментарий специалиста

30 июня Общероссийский народный фронт провел круглый стол "Поддержка региональных СМИ: быть или не быть? "Предлагаем вашему вниманию комментарий на эту тему заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Кудия Г.Н. 

Прежде чем говорить по существу повестки дня круглого стола позвольте заметить, что современная российская политика в отношении печатной прессы порождает массу проблем и часто вызывает недоумение, так как осуществляется по остаточному принципу, что, по нашему мнению, в корне неверно. 

Но все старания медиасообщества и нашего Агентства изменить её в лучшую сторону, весьма активные кстати, пока мало к чему приводят. Приоритет повсеместно отдаётся телевидению и интернету. И то, и другое, безусловно, важно, однако стоить иметь в виду, что согласно регулярным исследованиям компании «Медиалогия» в Топ 10 наиболее цитируемых СМИ практически во всех регионах России, включая столичные, все последние годы стабильно входят от 3 до 5 газет, а иногда и больше. Замечу, что речь здесь идёт о показателе цитируемости, где явную фору по сравнению с прессой технологически имеют электронные СМИ, но они почему-то её не реализуют. Таким образом, жизнь полностью опровергает устоявшуюся точку зрения о полном доминировании в нашем информационном пространстве сегодня, как, впрочем, и любом другом, телевидения с интернетом. К слову, нормальный доступ к интернету в России сегодня имеет от силы 40-45% населения, а активно пользуется им процентов 20-25, преимущественно молодёжь и, как правило, не в качестве СМИ.

Между тем денег на поддержку всего того, что связано с цифровыми коммуникациями государство выделяет несоизмеримо больше, чем на поддержку традиционных печатных СМИ и книгоиздания. Но попробуйте, к примеру, воспользоваться любой государственной услугой в электронном виде и вы быстро поймёте, что это вовсе не так просто и надёжно, а главное, вовсе не избавляет человека от физического хождения по инстанциям. Да и очень грустные результаты последнего экзамена по русскому языку говорят о многом. Ведь учёные давно доказали, что компьютер отупляет человека и не способствует формированию у него системного мышления.

Конечно, цифровые технологии и коммуникации надо развивать, но в разумных пропорциях, причём, не отказываясь скопом и сразу от проверенных временем форм работы государственных органов с населением во имя часто не очень предсказуемого нового. Кроме того не стоит забывать, что печатную прессу у нас читают преимущественно те граждане, которые ходят на выборы и пока ещё голосует за политику Президента России В.В. Путина. При этом за редким исключением, в стране по отношению к печатной прессе массово происходят, мягко говоря, странные вещи. Например, стремительно и почти повсеместно сокращается число киосков по продаже периодики, (за 3 последних года их количество уменьшилось на 12 тысяч - с 42 до 30 тысяч объектов), а стоимость нового киоска в Москве без учёта расходов на подключение к сетям уже достигла почти 1 млн рублей, хотя ещё пару лет назад установка такого объекта обходилась в 350-400 тысяч рублей. Местными органами власти (вопрос находится именно в их компетенции) водятся разного рода искусственные ограничения по ассортименту и дизайну киосков прессы, исполнять которые надо, как правило, с сегодня на завтра, на продажу прессы в метро, остановках общественного транспорта (де мешают безопасности движения) и т.д. Притом, что рентабельность бизнеса розничного распространения прессы и так, что называется, ниже плинтуса.

НДС на ту же подписку составляет 18%, хотя на продажу периодики в розницу уже более 12 лет действует ставка этого налога в 10%, и изменить данную ситуацию к лучшему никак не удаётся. Между тем, в сопредельных с нами странах самый большой НДС на прессу установлен в Польше – 7%, но там один киоск по её продаже приходится примерно на полтысячи человек, а у нас - на 5 тысяч. В Беларуси, из которой я вернулся 10 дней назад, киоски прессы в городах установлены почти на всех остановках общественного транспорта, причём торгуют они достаточно широким ассортиментом мелких повседневных товаров, и это никому не мешает. В общем, у медиасообщества есть большая просьба к Общероссийскому общественному фронту «За Россию» - помочь сдвинуть эти вопросы с мёртвой точки, так как без развития продаж и обеспечения реальной шаговой доступности прессы для населения говорить о каком-то развитии рынка печатных СМИ и единого информационного пространства страны бессмысленно. Да и интересы государства от этого только выиграют.

Теперь по сути сегодняшнего разговора. Никто не утверждает, что все свои функции Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) выполняет великолепно, и резервов для улучшения его работы нет, в том числе в ракурсе сегодняшнего разговора. Но просим учесть, что Роспечать работает в рамках тех возможностей и полномочий, которыми Агентство наделено соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации и российским законодательством, а они достаточно ограничены.

Так, согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Роспечать оказывает государственную поддержку из средств федерального бюджета организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных СМИ. В том числе региональным и муниципальным газетам и журналам. И это единственная имеющаяся в нашем распоряжении форма прямой поддержки печатных СМИ. На указанные цели в рамках госпрограммы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» в 2014 году выделены бюджетные средства в сумме 99 100 900 рублей. Для сравнения, это меньше, чем на поддержку своих СМИ в текущем году потратит небольшая Мордовия. Причём сокращение указанных расходов к уровню 2013 года в рамках последних секвестров федерального бюджета составило более 14%, а к уровню 2011 года - 60%, и в 2015 году оно продолжится, не говоря уже о потерях от инфляции. 

Государственная поддержка предоставляется по решению Экспертного совета Роспечати по результатам отбора заявок, поступивших от организаций в области печатных СМИ. В отборе могут принять участие издающие организации и редакции средств массовой информации независимо от их организационно-правовой формы, кроме государственных (муниципальных) учреждений, что запрещено российским законодательством. Субсидии на реализуемые социально значимые проекты ежегодно получают порядка 300 газет и журналов, хотя заявок приходит в 2,5 раза больше. Однако удовлетворить их попросту нет возможности, так как средний размер субсидии сегодня и так составляет всего 260 тыс. рублей.

К слову, в первом полугодии 2014 года Роспечать профинансировала 136 региональных и муниципальных печатных СМИ, что составило 57,1% от общего количества субсидируемых изданий. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации № Пр-951 от 28.04.2014, данным по итогам Первого Медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», Агентство планирует довести в этом году число просубсидированных региональных и муниципальных печатных СМИ до 60% от общего количества изданий, получивших государственную поддержку. При этом следует учитывать, что среди федеральных СМИ, получающих такую же поддержку, преобладают детские, культурно-просветительные и литературно-художественные издания, которые тоже активно распространяются в регионах Российской Федерации. А кроме вышеназванного поручения Президента Российской Федерации, существует ещё более 30 Указов и распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации, выполнение которых требует информационной поддержки, за что Роспечать постоянно должна отчитываться. В том числе, по поддержке «толстых» литературных журналов, развития «Северного Кавказа», борьбы с экстремизмом, наркоманией, пропаганде патриотизма, олимпийского движения, освещению разнрго рода юбилейных дат и пр.

Наконец, письмами Роспечати от 12 мая и 17 июня с.г. в Минкомсвязи России было предложено увеличить в 2015-2017 годах расходы на цели поддержки социально значимых проектов в печатных СМИ с нынешних 99,1 млн  рублей до 165 млн рублей ежегодно, т.е. вернуться на уровень финансирования 2011 года, чтобы направить эти средства на увеличение государственной поддержки региональных и муниципальных СМИ. Конечно же, это капля в море имеющихся потребностей, но добиться большего от Минфина России ныне проблематично, впрочем, как и реализации нашей просьбы.

Что касается подписки на периодическую печать, то данный вопрос к компетенции Роспечати формально не относится и никаких бюджетных средств на указанные цели Агентство никогда не получало, хотя на самом деле этой проблемой оно предметно занимается с момента своего создания, т.е. более 10 лет, и нередко – весьма успешно.

Как Вам, наверное, известно, повышение ФГУП «Почта России» тарифов на доставку периодических печатных изданий в нынешнем году стало следствием отмены ежегодной субсидии в размере свыше 3 млрд. рублей, которая из федерального бюджета направлялась национальному почтовому оператору на частичное покрытие расходов по доставке подписной периодики населению. Эта субсидия появились в соответствии с принятым в 2009 году решением Правительства Российской Федерации о замораживании почтовых подписных тарифов на уровне 2008 года, что стало возможным, в том числе, благодаря активной позиции Роспечати, и позволило не только сохранить, но и упрочить институт подписки на периодическую печать в стране. 

По подписке в Российской Федерации ныне распространяется более 36% тиражей газет и журналов, против менее 30% в 2009 году, в том числе практически все научные, образовательные, литературно-художественные и специальные издания, а также районные и городские газеты. При этом почтовой подпиской охвачено именно население (физические лица) России и кроме национального почтового оператора никто не в состоянии обеспечить сбор и доставку подписки на всей территории страны. Также важно отметить, что вышеуказанные субсидии по существу направлялись не на поддержку почтового оператора, а на сохранение на приемлемом уровне подписной цены для российских подписчиков печатной прессы, так как замораживались тарифы, прежде всего на доставку подписных изданий от почтовых отделений к подписчику.

Наконец, система распределения субсидий на подписку выработана годами. Например, в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии и ряде других стран основной формой государственной поддержки этого важного общественного института являются именно дотации национальным почтовым операторам на доставку подписных тиражей населению, хотя во многих из них одновременно существуют и формы прямой поддержки печатных СМИ.

Вот почему позиция Агентства по этому следующая:

Роспечать считает необходимым вернуться к вопросу восстановления государственных субсидий ФГУП «Почта России» на доставку подписных печатных изданий населению, как единственно возможному способу сохранения массовости института подписки на прессу в стране. Данная позиция Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям остаётся неизменной на протяжении длительного времени, о чём мы неоднократно заявляли и публично, и в ходе межведомственной переписки, и на совещаниях в Правительстве Российской Федерации (у Д.А. Медведева, и А.В. Дворковича). Отражена она и в ежегодном докладе Роспечати «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2014 год, размещённом на сайте Агентства в режиме свободного доступа.

Всё остальное, что предлагается для улучшения подписки, на наш взгляд, от лукавого, ибо никакие избирательные меры по поддержке подписки на отдельные категории изданий, проблему не решают в принципе, а только усилят разногласия и напряжение в медиасообществе по этому вопросу. Не говоря уже о том, что такой подход противоречит действующему российскому законодательству о конкуренции и нарушает конституционное право граждан на свободный доступ к любой массовой информации, разрешённой законом. Да и понятия общественно-политическое издание в российском законодательстве отсутствует, а следовательно, и база данных таких изданий.

И последнее. Вызывает удивление, что при подготовке такого важного для отрасли документа как поручения Президента Российской Федерации по итогам Медиафорума «Правда и справедливость» его инициаторы не сочли возможным посоветоваться с более широким кругом специалистов по проблемам печатных СМИ, а не только с редакторами региональных и местных газет, в результате чего фактически подставили и себя, и, что ещё важнее, Президента Российской Федерации, так как выполнение его поручений в реальности  оказалось под большим вопросом.

Что касается Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, то оно готово на любое конструктивное сотрудничество с Общероссийским общественным фронтом «За Россию» по этим вопросам.