Базовые проблемы, которые на сегодняшний день имеются в сфере розницы, носят наиболее острый характер именно в Москве. Сегодняшние тенденции развития розничной торговли привели киоски к продаже «шаурмы, цветов и прочих видов товара». В результате точки продажи печатной продукции начали представлять собой настоящую мишень для сноса. Активный процесс уничтожения киосков продолжается и сейчас, который, к сожалению, обусловлен уже экономическими соображениями.
Однако на самом деле киосковая розница в Москве может не просто работать, но и зарабатывать. Основным препятствием для реализации этого плана, считает Алексей Федотов, является отсутствие необходимой законодательной базы, которая обеспечила бы киоски надежной защитой, не позволяя власти на местах создавать лазейки в законодательных актах.
На сегодняшний день печатную прессу ждет следующая волна кризиса в лице 26-го постановления Правительства Москвы (О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности). Никаких изменений, которые сейчас необходимы, в это постановление внесено не было, а договора аренды, которые были предоставлены, скоро заканчиваются. Теперь точки продажи придется выставлять на аукционы, исход которых уже заранее известен: подобные мероприятия приводят к перекупке объектов, которые впоследствии заполняются овощами или фруктами, но никак не печатной прессой. «К сожалению, если этот процесс продолжится, в течение года из Москвы исчезнет большинство киосков»,− утверждает Алексей Федотов.
По непонятным причинам дислокация существующих киосков до сих пор не утверждена законодательно, и поэтому в сфере печатной прессы все еще царит правовой вакуум. К тому же стоимость самой аренды за последнее время возросла до невероятных высот, на которые придется карабкаться и читателю и издателю: первому, покупая подорожавшие за счет дорогой аренды журналы, а второму, снижая зарплаты киоскеров, чтобы хоть как то оплатить все расходы самой точки продажи.
Вся киосковая сфера может попасть в действительно катастрофическую ситуацию, которая повлечет за собой разрушение розничного распространения в Москве. «Как я уже говорил, когда договора аренды объектов распространения печати закончатся, город организует аукцион, – добавил Алексей Федотов.− Однако мы никак не можем повлиять на ситуацию, начав продавать в киосках товары, не имеющие ничего общего с печатной продукцией, поскольку у нас существуют определенные ассортиментные ограничения».
Сейчас основной комплект товаров в киосках составляют газеты и журналы, занимающие 60 процентов продаваемой продукции, а остальные 40 − это сопутствующие товары. В нынешней ситуации киоски абсолютно не претендуют на возможность продажи других товаров помимо нынешнего ассортимента, поэтому именно сейчас государство должно оказать помощь печатной сфере, чтобы та не рухнула окончательно, устремляясь вслед за экономическим кризисом. «Не нужно строить многомиллионные киоски с печатной прессой только для того, чтобы сделать вид, что в этой отрасли все идет гладко, необходимо остановить процесс разрушения печатной сферы, который начался несколько лет назад, и вернуть прессе ее былое положение»,− заключил Алексей Федотов.
Екатерина Савицкая