Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ФГУП «Почта России» провели анализ предварительных результатов подписной кампании на второе полугодие 2014 года, - сообщили «КП-Хабаровск» в пресс-службе регионального отделения «Почты России». Впервые за последние пять лет кампания прошла без дотаций на подписку для печатных СМИ как со стороны федерального бюджета, так и со стороны предприятия связи.
- Ранее объем дотаций составлял по 3 миллиарда рублей в год, - прокомментировали ситуацию в хабаровском отделении «Почты России». - Из-за отмены совокупной дотации объемом в 6 миллиардов рублей подписные тиражи по сравнению со вторым полугодием 2013 года сократились на 20%, против 40%, прогнозировавшихся ранее экспертным сообществом. Вместе с тем в Хабаровском крае тиражи сократились на 12,6%, что ниже, чем в целом по стране.
Необходимо отметить, что падение подписных тиражей происходило и в условиях сохранения государством дотаций на подписку. В частности, в прошлом году объем подписки на второе полугодие 2013 года уменьшился на 6,5%. При этом в Самарской области упал на 12%, Омской области — на 15%, Москве — на 19%, Нижегородской области — на 7,5%.
Быстрее всего подписные тиражи в прошлые годы падали в городах с высоким проникновением интернета, позже эта тенденция распространилась на другие регионы страны вне зависимости от роста стоимости подписки. За 2013 год количество пользователей интернета в РФ увеличилось на пять миллионов человек, при этом за этот же период на пять миллионов сократилось количество выписываемых через «Почту России» экземпляров газет и журналов.
В крупных городах «Почта России» уже давно утратила монопольное положение как главного «доставщика» печатных СМИ: доля предприятия составляла на конец прошлого года 17%, а в целом по стране чуть более 50%. После повышения тарифов на доставку в 2014 году альтернативная подписка и альтернативные способы ее доставки распространились не только на городские газеты, но и на ряд районных изданий. Это привело к дальнейшему уменьшению доли «Почты России».
Следует отметить, что в целом ряде случаев отказ от подписки через федеральное предприятие может означать ее сохранение через альтернативных поставщиков.
Итоги подписной кампании на второе полугодие 2014 года свидетельствуют о том, что ситуация с подпиской очень сильно разнится как в зависимости от регионов, так и от конкретных изданий. Однако, среди областей с критическим сокращением подписных тиражей нет ни одного региона, относящегося к Дальнему Востоку и Крайнему Северу, что связано с обязательством Минкомсвязи России и «Почты России» создать специальные условия на подписку для жителей этих регионов.
Таким образом, предварительный анализ итогов подписной кампании на второе полугодие 2014 года позволяет говорить о том, что меньше всего подписные тиражи упали там, где местные власти в тесном сотрудничестве с «Почтой России» и руководством СМИ уделяли достаточное внимание данному вопросу.
Необходимо отметить, что даже в регионах с серьезным сокращением подписных тиражей есть издания, которые не только сохранили свою аудиторию, но и увеличили ее. При этом наибольший рост показали не федеральные, а местные издания, которые наиболее востребованы читательской аудиторией на местах. Из этого можно сделать вывод, что увеличение стоимости подписных тиражей не затрагивает подписку на востребованные населением издания.
Источник: Комсомольская правда в Хабаровске