В недавнем номере «Литературной газеты» обратил внимание на рецензию, в которой рассказывалось о книге Д. Мартынова и А. Оськина «Государственная поддержка СМИ за рубежом». Очень актуальная тема. Это вам подтвердит любой из российских газетчиков.

У нас государственная поддержка на доставку изданий по подписке через почту сведена теперь к нулю, а вот пресловутый Запад, с которым мы периодически вынуждены вести информационную войну, относится к газетам и журналам совершенно иначе – там их всячески поддерживают. Примеров тому в книге масса. Приведем некоторые...

В США 85% тиражей прессы распространяется по подписке, почта доставляет их по минимальным ценам за счет громадных дотаций из госбюджета – до 2 миллиардов долларов. Государство покупает и рекламные площади, доходы от этого достигают 5–10% прибыли редакции. Есть льготы по налогам.

И в Великобритании снижены почтовые сборы для доставки подписных изданий, есть субсидии продавцам прессы. Там нулевые ставки НДС на газеты, журналы, книги, словари.

Во Франции в 2011 году Фонд содействия модернизации периодических изданий, специализирующихся на политической и общей информации, выдал субсидии по 71 проекту на сумму 25 миллионов евро (41 процент дотаций получила ежедневная национальная пресса, 30 процентов – региональная). Государство помогло глубокой реформе всех сфер, связанных с бумажными СМИ, потратив за три года более 580 миллионов евро.

Один из авторов книги, Александр Оськин, настоятельно советует обратить внимание и на опыт Китайской Народной Республики. В 2012году Главное управление по делам прессы и печати и Экспортно-импортный банк Китая подписали «Соглашение о сотрудничестве в сфере популяризации и развития индустрии прессы и печати в качестве наиболее важной отрасли и ключевого проекта». За пять лет банк окажет поддержку в 3,15 миллиарда долларов. В Китае значительны льготы на доставку подписных газет и журналов, благодаря чему Почта КНР доставляет подписчикам по всей стране около 90% всех газетных тиражей.

Интересен опыт Швеции: там дотациями помогают «вторым» газетам, отстающим в конкурентной гонке. Государство дает деньги и СМИ, только выходящим на рынок. Объем субсидий, выдаваемых правительством прессе, – около 2,75 миллиарда рублей, это на восемь десятков изданий.

В Норвегии тоже активно поддерживают «вторые» газеты. Иногда субсидии составляют половину общих доходов СМИ. Издание, претендуя на помощь, должно выходить больше года, не менее двух раз в неделю тиражом не менее 2000 экземпляров, информируя общество о текущих событиях. Еженедельники с тиражом более 1000 экземпляров имеют особые дотации. Всего 110 газет получают субсидии в сумме около 1,2 миллиарда рублей.

Запад беспокоится и о том, чтобы прессу обязательно читала молодежь. Во Франции по программе «Подаренная мне газета» читатели от 18 до 24 лет могут бесплатно подписаться на одну из ежедневных газет и целый год получать один ее номер в неделю. Государство на это тратит 5 миллионов евро в год.

В Германии школьники могут бесплатно стать подписчиками десятка газет и журналов – деньги на это выделяют власти земель. В Испании «Национальный план по спасению отрасли прессы» предусматривает увеличение объемов социальной подписки.

А вот в России за прошлый год число печатных СМИ сократилось на полторы тысячи. В США же наоборот – бум печатной продукции. В первом квартале этого года вышло 45 новых печатных журналов. Знаковое событие – возрождение печатной версии «Ньюсвика», ушедшего в Сеть около полутора лет назад. Рост числа печатных СМИ наблюдается и в Германии, к тому же множится их разнообразие по тематике.

Александр Оськин дает пессимистический прогноз: в 2015 число печатных СМИ в России может сократиться уже на 25–30%. Если о них не позаботится, следуя примеру столь многих стран мира, наше государство.

Как ни быстро мчится информация в интернете и через телевидение, эффективность печатного слова остается наибольшей. На этом настаивают авторы книги, напоминая, что и Владимир Путин во время последней избирательной президентской кампании опубликовал свои статьи именно в бумажных изданиях, а не на сетевых ресурсах.

Тираж книги «Государственная поддержка СМИ за рубежом» небольшой – тысяча экземпляров, но все же должно хватить для тех чиновников, которых затронутая тема касается напрямую.

Юрий МОРГУНОВ

Источник: Курская правда