Перед тем, как сесть за стол переговоров с представителями делегации Китая в конференц-зале одного из псковских отелей, г-н Волин успел провести встречу с псковскими редакторами и медиа-менеджерами. Замминистра рассказал о феномене китайского «красного туризма», посетовал на излишне жесткие ограничения на рекламу алкоголя в СМИ, и предложил способ рассудить спор местных редакций, «Почты России» и Роспечати. А после дал интервью, в котором ответил на вопросы псковских журналистов.
«Мы с китайцами друг друга не учим»
- Какие вопросы призвана решать подкомиссия, заседание которой пройдет сегодня в Пскове?
- Главная задача комиссии – развитие российско-китайских связей в области медиа и информации. Движение в этом направлении у нас колоссальное. Мы имеем больше 70 двусторонних проектов. Это и сотрудничество между СМИ, и информационное сотрудничество по поддержке культурных мероприятий, молодежных обменов, подготовки кадров. Кроме того в этом году в Китае проходил конгресс русскоязычных СМИ: представители более чем 50 стран мира собрались в Шанхае на форум.
- В информационной сфере Китай ассоциируется с цензурой, ограничением доступа на определенные интернет-сайты. Это мы будем их учить политике открытости в интернете, или они станут делиться рецептом «Великого китайского файрвола»?
- А мы с китайцами друг друга не учим. Мы исходим из того, что медиа – это бизнес. И у нас в этом бизнесе есть общие интересы, которые касаются обмена информации о технологических, культурных, экономических возможностях двух стран. А что они делают со своим интернетом, и что мы со своим – ни нам не интересно, ни им.
- Как вы относитесь к недавней инициативе депутатов Госдумы приравнять сервис Яндекс.Новости к СМИ?
- Наше министерство не поддерживало эту законодательную инициативу. Мы сразу сказали, что нельзя приравнивать интегратора к средству массовой информации. Потому что таким образом можно приравнять к СМИ и газетный киоск, где тоже выкладываются на витрине издания в определенной последовательности!
В принципе, мы в министерстве придерживаемся принципа нормотворческого минимализма: если можно прожить без какого-то закона, то лучше без него обойтись.
- Без закона о запрете рекламы на платных каналах прожить было нельзя?..
- Вы знаете, этот закон нами поддерживался, потому что он выгоден индустрии, причем как кабельной, так и телевизионной.
Многие кабельные каналы сталкивались с тем, что реклама от них начинала уходить к каналам иностранного производства, что ставило их в неравные условия. Допустим, вы – небольшой российский телеканал, вы вкладываете деньги в производство оригинального контента, создаете рабочие места. А тут приходит кто-то с пакетом, условно говоря, Disney или Sony. Он не потратил ни копейки на производство контента на российском рынке, потому что все произведено за рубежом и там уже давным-давно окуплено, и начинает собирать аудиторию и забирает от вас рекламу. Это же ставит вас в неравные условия. Так что такого рода законы существуют в целом ряде стран.
С точки зрения кабельщиков данный закон тоже имеет свои плюсы. Потому что ARPU – средняя выручка с абонента – начинает возрастать. Кроме того, базируясь на данном законе можно наконец-то навести порядок в отношении кабельщиков и телевизионщиков, потому что они давно спорили, кто кому должен платить, за что и когда.
«Мы с удовольствием наблюдаем за образованием медиахолдингов»
- В ноябре 2011 года, будучи президентом РФ, Дмитрий Медведев заявил о необходимости приватизации государственных СМИ. В этом направлении какая-то работа сегодня ведется?
- Медведев говорил о сокращении числа государственных СМИ. И этот процесс идет как в регионах, так и на федеральном уровне. На федеральном уровне он идет путем объединения. Например, объединения «Голоса России» и РИА Новости в «Россию Сегодня».
В регионах же мы с большим удовольствием наблюдаем за образованием медиахолдингов, когда несколько СМИ объединяются под одним юридическим лицом, и в результате происходит оптимизация затрат и рост эффективности. К примеру, в Татарстане при падении подписки на 30% внутри холдинга «Татмедиа», объединившего республиканские и районные газеты, падение составило менее 7%. Это очень хороший показатель.
- «Почта России» традиционно служит объектом уничижительной критики. При этом ее новое руководство декларирует амбициозные планы по развитию и вхождению в число ведущих европейских почтовых операторов. Как вы полагаете, это реально?
- «Почта России» уже постепенно меняется. В частности, построено несколько современных сортировочных центров, в этом году впервые под новый год не случилось коллапса с посылками, хотя число посылок возрастает. Мы как раз считаем, что будущее «Почты России» связано с этим направлением работы. Потому что все мировые тенденции показывают, что чем дальше проникает интернет, тем больше пользователей у интернет-магазинов. А им нужна универсальная система доставки товаров.
Кроме того, сократилось количество дней, за которые письма доходят внутри страны – мы за этим очень внимательно следим. На «Почте» начала повышаться заработная плата.
Самое главное сейчас – сделать работу на «Почте России» желанной. Потому что до недавнего времени мы наблюдали там исключительно старение и отток кадров. Сегодня впервые ситуация начала понемногу меняться.
Понятно, что много недовольных работой «Почты России». И мы не защищаем ее. Мы считаем, что содействовать улучшению работы «Почты России» должны жесткая критика и усиление конкуренции в этой сфере.
«Почта» должна активнее шевелиться. И у ее руководства такое желание есть. Но никогда нельзя строить всю политику только на желании исполнителя, оно все равно дополняться раздражающими факторами.
«Главная задача почты – своевременно доставлять посылки и корреспонденцию»
- Руководство «Почты России», судя по информации в СМИ, видит в качестве основного ресурса для развития ФГУП создание «Почта Банка». Он все-таки появится?
- Банк, наверное, «Почте» нужен, но нельзя делать на него основную ставку и нельзя переусердствовать. Потому что из мировой практики мы знаем, что чрезмерно увлекшись финансовыми услугами, почта может забыть про свою основную деятельность. К примеру в Японии в какой-то момент почта стала крупнейшим страхователем жизни. И в итоге ей просто запретили вести бизнес в этой сфере. Все-таки главная задача почты – своевременно доставлять посылки и корреспонденцию.
- Тем не менее, в Калининградской области сотрудники «Почты России» посчитали, что в почтовых отделениях можно и нужно торговать алкогольными напитками…
- У нас народ, безусловно, талантливый, но мы не видим будущего почты в торговле алкоголем. Будущее почты – это посылки, это доставка электронных уведомлений на верифицированные адреса. На письма граждан сегодня приходится всего 5%, а 95% - это уведомления и корпоративная переписка. И если «Почту России» перевести на электронный формат с верифицированными почтовыми ящиками, то, во-первых, можно будет сэкономить колоссальное количество бумаги, во-вторых, ускорится документооборот, а в третьих -почтальонам будет легче.
Другое направление – многофункциональные центры. К примеру, в Псковской области в 60 отделениях почтовой связи можно будет через единое окно оформлять госуслуги.
Еще один момент. В этом году принят закон о государственной информационной системе ЖКХ, оператором которой будет «Почта России». Это тоже для нее возможность дополнительного развития в высокотехнологичной сфере.
- Недавно появилась информация о том, что Минкомсвязь предлагает правительству повысить гендиректору «Почты России» Дмитрию Страшнову зарплату почти в 15 раз, с 250 тыс. руб. до 3,7 млн руб. Это произойдет?
- Честно говоря, не знаю. Но я уверен, что не должно быть драматического разрыва в уровне зарплат в государственном секторе и в бизнес-секторе. Иначе мы просто отбиваем у людей желание работать на государство. Разница может быть, но не в разы, а в процентах.
Источник: ПАИ