Меньше, чем в Париже
Из-за нехватки продуктовых магазинов в центре Москвы чиновники предложили крупным ретейлерам открыть торговые точки в отреставрированных подземных переходах и рядом с ними. Обычно там размещались маленькие павильоны, торгующие табаком и ширпотребом. О договоренностях с Auchan и Metro в пятницу объявила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина. Первый продуктовый магазин в формате андеграунд-ретейл откроется в районе метро «Курская», добавила она.
Как рассказала РБК директор по внешним коммуникациям российского Auchan Мария Курносова, город предложил попробовать сделать новый формат магазинов либо рядом с переходами, либо внутри. «Сейчас мы ждем предложений города по конкретным помещениям. Мы готовы протестировать малые магазины», — говорит Курносова.
Формат магазинов, которые попробует сделать Auchan, станет для компании самым маленьким в мире — это будут точки площадью 100 кв. м, на которых разместится до 2 тыс. наименований товаров. Названия у будущих магазинов еще нет. Пока самые маленькие магазины, которые когда‑либо открывала компания, — парижские A2pas (в переводе с французского — «в двух шагах»), их площадь составляет от 200 до 500 кв. м.
У российского подразделения Metro C&C уже есть нужный формат — «Фасоль». «Мы договорились сделать один пилотный проект в переходе на Земляном Валу», — сообщила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям российской Metro Оксана Токарева.
Основная специализация Metro — развитие мелкооптовых гипермаркетов, поэтому «Фасоль» — специфический формат для компании. Небольшие магазины, которые открываются под этим брендом, за исключением одного пилотного в Москве, компании не принадлежат. «Фасоль» — франчайзинговая сеть, которой занимаются предприниматели, прошедшие курс в школе торговли «Метро Кэш энд Керри». Владельцы действующих магазинов площадью 80–150 кв. м получают от Metro 5 тыс. евро на ребрендинг своей торговой точки. При необходимости франчайзер поможет им с привлечением финансирования. Магазин в переходе будет второй собственной точкой Metro этого формата.
Объем инвестиций в магазин общей площадью до 300 кв. м гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивает в диапазоне от 5 млн до 8 млн руб. «Скорее всего потребуется другое торговое оборудование», — отмечает эксперт.
Не всем подходит
Столичные власти пытаются заинтересовать ретейлеров «подземкой» с весны этого года. В апреле руководитель департамента торговли и услуг мэрии Алексей Немерюк заявлял, что в ходе реконструкции семи пешеходных переходов в центре Москвы образовались помещения, где можно разместить продуктовые магазины. Город предложил ретейлерам помещения размером от 100 до 300 кв. м на Смоленском бульваре, 10/1, Большой Спасской, 2, Земляном Валу, 42, улице Академика Сахарова, 12, Садовой-Черногрязской, 22, Новом Арбате, 28, Краснопресненской набережной, 14/1.
Соответствующие предложения об аренде получила и компания X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»). В мэрии посчитали, что помещения в переходах подходят под ее малые форматы — «Перекресток Экспресс» и «Копейка». Менеджеры X5 продолжают осматривать площадки, которые предлагает город, пока никаких решений не принято, сообщил старший менеджер по связям с общественностью Х5 Денис Кузнецов.
Магазинов в центре города действительно не хватает. По данным Мосгорстата, на конец 2012 года в Центральном административном округе Москвы было 3813 магазинов различных форматов, торгующих продовольственными товарами. Исходя из количества москвичей, зарегистрированных в ЦАО, получается около пяти магазинов на 1 тыс. человек.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов отмечает, что помещения под землей вряд ли подойдут большинству сетевых игроков. Требования к продуктовым магазинам выше, чем к другим торговым объектам: там должны быть особая канализация, водопровод и вентиляция.
«Индивидуальные предприниматели представлены сейчас в этих помещениях не случайно. Им проще подстроиться под сложное техническое обеспечение этих площадей. У федеральных сетей — унифицированные стандарты, в данном случае я вижу очень жесткое несоответствие по коммуникациям и выгрузке», — говорит директор направления стрит-ретейл компании Knight Frank Виктория Камлюк.
Ставки аренды, которые сегодня встречаются в подземных переходах у станций метро, —это 6–8 тыс. долл. за 1 кв. м в год, отмечает Камлюк. По ее мнению, при таких ставках крупные ретейлеры вряд ли согласятся работать, «адекватной была бы стоимость 1,2–2 тыс. долл. за 1 кв. м в год». Ранее департамент торговли и услуг обещал, что ставки будут разумными.
Крупнейшие по выручке российские ритейлеры : форматы магазинов
|
|
|
|
|
|
Ритейлер |
Форматы |
Количество точек на 31 декабря 2013 года |
Размер, кв. м* |
Количество наименований в ассортименте** |
Доля в выручке ритейлера, % |
«Магнит» |
Супермаркет «Магнит» |
7200 |
321 |
3051 |
78 |
Косметические магазины «Магнит косметик» |
686 |
238 |
8750 |
2 |
|
Гипермаркет «Магнит» |
161 |
2999 |
12803 |
18 |
|
X5 Retail Group |
Лоукостеры «Пятерочка» |
3882 |
350 |
3500 |
65 |
Супермаркеты «Перекресток» и «Зеленый перекресток» |
390 |
1000 |
11000 |
21 |
|
Магазины «у дома»: «Копейка» и «Перекресток экспресс» |
189 |
150 |
3000 |
2 |
|
Гипермаркеты «Карусель» |
83 |
3000-4500 |
15000-25000 |
12 |
|
«Дикси» |
Супермаркеты «Дикси» |
1681 |
296 |
2000-3500 |
77 |
Супермаркеты «Виктория» |
87 |
319-3051 |
2500-20000 |
14 |
|
Супермаркеты «Мегамарт» и «Минимарт» |
31 |
710-2233 |
2500-20000 |
9 |
|
|
|||||
* Средняя торговая площадь; в некоторых случаях — когда показатели площади в рамках одного формата значительно различаются — указан диапазон |
|||||
** Средний ассортимент; в некоторых случаях — когда показатели ассортимента в рамках одного формата значительно различаются — указан диапазон |
|||||
Источник: данные компаний |
Анна Левинская
Источник: РБК daily