Auchan запустит подземный формат

Auchan откроет в московской «подземке» совсем крохотные магазины Французская группа Auchan специально для Москвы разрабатывает новый формат совсем крохотных магазинов — площадью 100 кв. м, которые откроются в столичных подземных переходах. Немецкая Metro тоже согласилась «спуститься под землю» — для этого у нее есть формат «Фасоль», который до сих пор развивался по франчайзингу.

Меньше, чем в Париже

Из-за нехватки продуктовых магазинов в центре Москвы чиновники предложили крупным ретейлерам открыть торговые точки в отреставрированных подземных переходах и рядом с ними. Обычно там размещались маленькие павильоны, торгующие табаком и ширпотребом. О договоренностях с Auchan и Metro в пятницу объявила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина. Первый продуктовый магазин в формате андеграунд-ретейл откроется в районе метро «Курская», добавила она.

Как рассказала РБК директор по внешним коммуникациям российского Auchan Мария Курносова, город предложил попробовать сделать новый формат магазинов либо рядом с переходами, либо внутри. «Сейчас мы ждем предложений города по конкретным помещениям. Мы готовы протестировать малые магазины», — говорит Курносова.

Формат магазинов, которые попробует сделать Auchan, станет для компании самым маленьким в мире — это будут точки площадью 100 кв. м, на которых разместится до 2 тыс. наименований товаров. Названия у будущих магазинов еще нет. Пока самые маленькие магазины, которые когда‑либо открывала компания, — парижские A2pas (в переводе с французского — «в двух шагах»), их площадь составляет от 200 до 500 кв. м.

У российского подразделения Metro C&C уже есть нужный формат — «Фасоль». «Мы договорились сделать один пилотный проект в переходе на Земляном Валу», — сообщила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям российской Metro Оксана Токарева.

Основная специализация Metro — развитие мелкооптовых гипермаркетов, поэтому «Фасоль» — специфический формат для компании. Небольшие магазины, которые открываются под этим брендом, за исключением одного пилотного в Москве, компании не принадлежат. «Фасоль» — франчайзинговая сеть, которой занимаются предприниматели, прошедшие курс в школе торговли «Метро Кэш энд Керри». Владельцы действующих магазинов площадью 80–150 кв. м получают от Metro 5 тыс. евро на ребрендинг своей торговой точки. При необходимости франчайзер поможет им с привлечением финансирования. Магазин в переходе будет второй собственной точкой Metro этого формата.

Объем инвестиций в магазин общей площадью до 300 кв. м гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивает в диапазоне от 5 млн до 8 млн руб. «Скорее всего потребуется другое торговое оборудование», — отмечает эксперт.

Не всем подходит

Столичные власти пытаются заинтересовать ретейлеров «подземкой» с весны этого года. В апреле руководитель департамента торговли и услуг мэрии Алексей Немерюк заявлял, что в ходе реконструкции семи пешеходных переходов в центре Москвы образовались помещения, где можно разместить продуктовые магазины. Город предложил ретейлерам помещения размером от 100 до 300 кв. м на Смоленском бульваре, 10/1, Большой Спасской, 2, Земляном Валу, 42, улице Академика Сахарова, 12, Садовой-Черногрязской, 22, Новом Арбате, 28, Краснопресненской набережной, 14/1.

Соответствующие предложения об аренде получила и компания X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»). В мэрии посчитали, что помещения в переходах подходят под ее малые форматы — «Перекресток Экспресс» и «Копейка». Менеджеры X5 продолжают осматривать площадки, которые предлагает город, пока никаких решений не принято, сообщил старший менеджер по связям с общественностью Х5 Денис Кузнецов.

Магазинов в центре города действительно не хватает. По данным Мосгорстата, на конец 2012 года в Центральном административном округе Москвы было 3813 магазинов различных форматов, торгующих продовольственными товарами. Исходя из количества москвичей, зарегистрированных в ЦАО, получается около пяти магазинов на 1 тыс. человек.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов отмечает, что помещения под землей вряд ли подойдут большинству сетевых игроков. Требования к продуктовым магазинам выше, чем к другим торговым объектам: там должны быть особая канализация, водопровод и вентиляция.

«Индивидуальные предприниматели представлены сейчас в этих помещениях не случайно. Им проще подстроиться под сложное техническое обеспечение этих площадей. У федеральных сетей — унифицированные стандарты, в данном случае я вижу очень жесткое несоответствие по коммуникациям и выгрузке», — говорит директор направления стрит-ретейл компании Knight Frank Виктория Камлюк.

Ставки аренды, которые сегодня встречаются в подземных переходах у станций метро, —это 6–8 тыс. долл. за 1 кв. м в год, отмечает Камлюк. По ее мнению, при таких ставках крупные ретейлеры вряд ли согласятся работать, «адекватной была бы стоимость 1,2–2 тыс. долл. за 1 кв. м в год». Ранее департамент торговли и услуг обещал, что ставки будут разумными.

Крупнейшие по выручке российские ритейлеры : форматы магазинов

 

 

 

 

 

 

Ритейлер

Форматы

Количество точек на 31 декабря 2013 года

Размер, кв. м*

Количество наименований в ассортименте**

Доля в выручке ритейлера, %

«Магнит»

Супермаркет «Магнит»

7200

321

3051

78

Косметические магазины «Магнит косметик»

686

238

8750

2

Гипермаркет «Магнит»

161

2999

12803

18

X5 Retail Group

Лоукостеры «Пятерочка»

3882

350

3500

65

Супермаркеты «Перекресток» и «Зеленый перекресток»

390

1000

11000

21

Магазины «у дома»: «Копейка» и «Перекресток экспресс»

189

150

3000

2

Гипермаркеты «Карусель»

83

3000-4500

15000-25000

12

«Дикси»

Супермаркеты «Дикси»

1681

296

2000-3500

77

Супермаркеты «Виктория»

87

319-3051

2500-20000

14

Супермаркеты «Мегамарт» и «Минимарт»

31

710-2233

2500-20000

9

 

* Средняя торговая площадь; в некоторых случаях — когда показатели площади в рамках одного формата значительно различаются — указан диапазон

** Средний ассортимент; в некоторых случаях — когда показатели ассортимента в рамках одного формата значительно различаются — указан диапазон

Источник: данные компаний

Анна Левинская

 

Источник: РБК daily