Перспективы развития продаж российской прессы на полуострове Крым. Доклад Г.Н. Прохорова, коммерческого директора «Пресс-Логистик»

14 июня 2014 г., в рамках работы первого дня конференции «Перспективы развития системы распространения прессы в Крыму», коммерческий директор компании «Пресс-Логистик» Г.Н. Прохоров представил собравшимся доклад на тему «Перспективы развития продаж российской прессы на полуострове Крым».

***

В апреле этого года при активном содействии крупнейших распространителей прессы Крыма – «КрымТоргПресс», «КрымСоюзпечать» и киосковой сети Севастополя «Союзпечать» - федеральный дистрибьютор прессы компания «Пресс-Логистик» начала поставки российской прессы на полуостров.

Основным барьером, мешающим в данный момент активному развитию продаж прессы в регионе является высокая стоимость российских журналов для жителей Крыма. Цены на российскую прессу, по сравнению с украинской, выше в среднем на 50%. В условиях низких доходов населения это мешает росту спроса на печатную продукцию из России.

Высокие цены обусловлены во многом стоимостью доставки. Для того, чтобы минимизировать транспортно-логистические затраты, компания «Пресс-Логистик» предлагает выстраивать в регионе систему распространения по европейской модели: централизованные поставки российской прессы через одного дистрибьютора. Это экономически обоснованное, выгодное для всех решение, т.к. рентабельность оптовых продаж прессы в регион даже при централизованной доставке очень низкая, а мы установили минимальную наценку с целью сделать российские журналы доступными для местного населения.

Необходимо понимать, что разделение поставок и дублирование транспортно-логистических функций, в случае появления новых дистрибьюторов в регионе и организации прямых поставок со стороны издателей, приведёт к росту затрат на единицу продукции. И компенсировать эти затраты придётся простым покупателям, розничная стоимость журналов и газет для которых существенно вырастет.

Сейчас, обсуждая дальнейшую стратегию развития продаж в Крыму, всем участникам рынка прессы необходимо четко понимать, что во избежание традиционных проблем, с которыми мы сталкиваемся на протяжении многих лет в «старых» регионах России, необходимо и издателям, и распространителям совместными усилиями наладить на «новой» территории цивилизованную модель поставок.

Старые проблемы хорошо известны: непрозрачность каналов дистрибуции, отсутствие консолидированной статистики по продажам в регионах, неплатежи, демпинг между распространителями с последующими их банкротствами и другие суровые реалии рынка распространения прессы.

В условиях экономической нестабильности в сегменте распространения прессы, «Пресс-Логистик» чувствует себя уверенно и надежно. У предприятия положительная динамика продаж. Несмотря на общую негативную тенденцию снижения спроса на печатную продукцию, нам удаётся ежегодно увеличивать обороты, как по количеству реализованных тиражей, так и в денежном выражении. Наши партнеры издатели это видят и нам доверяют. 

В условиях кризиса, в котором находится рынок печатных СМИ, мы считаем, что общей задачей для издателей является сокращение затрат на дистрибуцию, которое возможно при осуществлении централизованных поставок прессы в новый регион, консолидации грузопотоков и отказ от дублирования транспортных маршрутов.

Крым – это новый для российских печатных СМИ регион, который открывает российским издателям дополнительные возможности для сбыта. Мы оцениваем данный регион как перспективный, т.к. имеется существенный потенциал за счет развития туризма, благодаря которому потребительский рынок может значительно вырасти. По туризму Республика Крым находится в первой пятерке регионов России. Согласно официальной статистике, регион занимает второе место в России по числу мест размещений и пятое по количеству размещенных туристов. А реальный показатель посещаемости республики значительно выше. Благодаря развитию туризма, а также за счет запланированных государственных инвестиций в инфраструктуру Крыма, в ближайшей перспективе должны увеличиться как доходы населения региона, так и объемы розничной торговли за счет притока отдыхающих.

В начале сотрудничества с нашими крымскими партнерами ассортимент мы подбирали исходя из опыта продаж на территории Краснодарского края, в том числе в городе-курорте Сочи. Первые тестовые продажи начали с ограниченного ассортимента - 150 наименований. Но российская пресса оказалась востребованной, и уже в следующем месяце было отгружено 525 наименований, в июне – 568. Объемы продаж также стремительно увеличивались. Рост в мае отгруженных тиражей по отношению к апрелю составил 425%, а в июне объемы продаж увеличились ещё на 170%.

В данный момент мы поставляем российские издания по всем тематическим категориям. Также как и на российском рынке в целом, в Крыму наибольшие доли в обороте приходятся на тематические группы: женские, досуг, развлечения и детские. Хорошим спросом пользуется продукция разных издательских домов в разных ценовых категориях – от дешевых еженедельных изданий до качественного потребительского глянца высокой ценовой категории. Пока это предварительная статистика и ситуация может поменяться по мере развития рынка. В данный момент мы и наши партнеры находимся на этапе формирования ассортиментных матриц. По многим изданиям, ранее неизвестных крымчанам, проводятся тестовые продажи, изучаются потребительские предпочтения в различных торговых форматах. На спрос оказывает существенное влияние курортный сезон и приток туристов со всех регионов России. Мы считаем, что ассортимент российской прессы в Крыму находится в стадии формирования и на данный момент у издателей есть хорошие возможности для привлечения новых аудиторий читателей и расширения сбытовой сети для своих изданий. У наших партнеров - издательских домов и редакций - есть возможность поменять ситуацию на локальном рынке и увеличить долю своих изданий. Крупные оптово-розничные распространители Крыма совместно с «Пресс-Логистик» предлагают сегодня полный комплекс услуг по продвижению изданий в регионе. 

По оптовому направлению возможно применение следующих инструментов продвижения: 

- проведение совместно с издателем акций по стимулированию сбыта (конкурсы среди розничных распространителей, раздача рекламных материалов, размещение POS-материалов в розничных торговых объектах и т.д.);

- введение в ассортиментную матрицу изданий, информирование о конкурентных преимуществах нового издания (услуга доступна по сегменту мелкооптовых клиентов, обслуживающих более 150 торговых точек, реализующих прессу и сегменту ручников).

В сетях супермаркетовпредлагаются такие услуги, как: 

- приоритетная выкладка изданий в торговых объектах (выкладка издания в первом ряду со 100% видимостью обложки);

- выкладка издания в прикассовой зоне супермаркета, а также другие традиционные инструменты продвижения в ритейле.

Киоски Крыма также предлагают различные виды рекламных услуг, направленных на увеличение продаж изданий. Наиболее популярные инструменты продвижения: 

- выкладка возле окна продавца;

- выкладка на отдельно стоящей стойке «Лидеры продаж»;

- размещение POS-материалов (листовок, наклеек и т.п.) на витрине.

Российская пресса в Крыму –товар пока ещё новый, и в регионе имеется существенный потенциал для увеличения объемов продаж. Для его реализации необходимы совместные усилия издателей и распространителей с целью информирования широкого круга потенциальных потребителей о новых для них изданиях. Также необходимо вести работу, нацеленную доступность российской прессы для жителей Крыма. В первую очередь необходимо удерживать цены от роста и сокращать затраты на логистику посредством объединения транспортных потоков.