Ведущими круглого стола выступили председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов и генеральный директор ООО «Пресс-Логистик» К.П.Недосекин. На круглом столе произошел острый и непростой разговор о том, что российская система распространения прессы может предложить жителям полуострова.
Начало круглому столу положила дискуссия об итогах подписной кампании на второе полугодие 2014 года. Это была первая подписная компания, проходившая в Крыму по российским подписным каталогам. Помимо проблем, связанных с вхождением полуострова в состав России, на ее итогах отразились последствия общего кризиса российской подписки в результате значительного роста подписных цен. Общее снижение подписных тиражей, с учетом досрочной кампании (в последний раз проходившей по старым ценам), составило 20%. Без учета досрочной подписной кампании – 35-40%. 1 сентября 2014 года стартует подписная кампания на первое полугодие 2015 года, во время которой у читателей прессы уже не будет возможности подписаться на льготных условиях. В том числе и во время «декады подписки». Весной 2014 года ФГУП «Почта России» впервые отказалось от проведения «декады», организовав вместо неё Акцию по подписке, без снижения для участников этой акции стоимости услуг связи.
В своем выступлении В.В.Керов предложил вернуться к традиционной «декаде подписки» и провести анализ причин, по которым люди перестают выписывать прессу. А директор департамента организации дилерской сети ООО «Роспечать» Н.М.Полякова высказала пожелание предоставлять издателям и подписным агентствам данные почтовых подписчиков. Директор по маркетингу и развитию ООО «Межрегиональное агентство подписки» С.А.Васильев рассказал о том, что главной проблемой подписки является сегодня низкое качество почтовой доставки, дискредитирующее услугу в глазах подписчиков.
Учредитель и издатель ИД «Советчица» (г.Харьков) В.А.Данюк представил ситуацию с позиции украинского издателя. Крымский тираж его изданий во время подписной кампании на второе полугодие 2013 года составил 500 тысяч экземпляров. А во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года – лишь 120 тысяч. Он предложил учитывать в организации работы в Крыму не только российскую точку зрения, но также мнение крымчан и украинцев.
Директор ООО «Крымторгпресс» Е.А.Голушкова указала на низкий уровень жизни многих крымчан относительно уровня жизни российских подписчиков. По её мнению, система российского распространения прессы предлагает сегодня крымским читателям газет и журналов плохое качество услуги по завышенным ценам.
Председатель Правления ЧАО «Крымсоюзпечать» Н.В.Стельмашова поддержала мнение о завышенном уровне цен на российскую прессу, негативно воспринимаемом крымскими подписчиками, несмотря на повышение в 2 раза размера пенсий. Ситуацию усугубляет значительное снижение в Крыму количества отдыхающих относительно туристических сезонов прошлых лет. При этом, крымские распространители прессы увеличили свой ассортимент. Например, в сети «Крымсоюзпечать» ассортимент изданий вырос с 300 до 410 позиций. При этом, вместо «нулевого» украинского НДС издатели и распространители прессы вынуждены работать в условиях 10%-го российского НДС в рознице и 18%-го НДС в подписке. У крымских распространителей нарушены связи с украинскими издателями, в том числе из-за ликвидации на полуострове украинской банковской системы. Например, свыше 25% ассортимента крымской розницы составляли коллекционные издания ИД «Бурда Украина», не поставляемые сегодня на полуостров. Из-за потери потока украинских туристов практически невостребованной оказалась крымская краеведческая литература, продажи которой всегда приносили хороший доход. Кроме того, в разгар туристического сезона в Алуште и других курортных зонах открывались дополнительные точки продажи прессы. А сегодня крымские распространители не могут найти продавцов даже для действующих стационарных торговых точек.
Начальник отдела поставок и продаж ООО «Крымторгпресс» И.В.Журавлев рассказал о ситуации с продажами прессы в крымских супермаркетах. Он поддержал мнение представителей киосковых сетей о том, что главным фактором, влияющим на успешность продаж, является цена. Местные распространители на этом фоне готовы предлагать более дешевые варианты доставки печатных изданий, чем российские распространители, пытающиеся сегодня войти на крымский рынок.
Директор ООО «Хорошие новости» А.А.Литвинюк рассказал о работе крымских альтернативных агентств подписки: «Экспресс-пресс» и «Фактор-пресса». По его оценке, альтернативная подписка не получила на Крымском полуострове такого распространения, как в России. Почтовая подписка по-прежнему занимает здесь доминирующее положение. Подписка, организуемая на базе киосков прессы, в Крыму развития не получила.
Генеральный директор ОАО «Роспечать» (г.Псков) А.О.Кондратьев рассказал участникам конференции об успешном опыте организации подписки на базе псковских киосков. В Псковской области, население которой насчитывает 670 тыс. человек, сеть «Роспечать» смогла организовать подписку для 431 юридического лица и более чем 15 тысяч физических лиц. Уровень доходности в сети 20%. Управленческий персонал насчитывает 7 человек. В подписную кампанию на второе полугодие 2014 года сеть собрала подписку более чем на 34 миллиона рублей. Несмотря на рост почтовых тарифов, подписная кампания прошла успешно, был собран тираж, превышающий тираж второго полугодия 2013 года. Подписка оформляется с использованием подписных каталогов федеральных подписных агентств. Часть подписчиков - физических лиц забирает выписанные издания самостоятельно. Для другой части выписанные газеты и журналы доставляют киоскеры, получающие за это специальную надбавку к зарплате.
Генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь» С.Д.Гаврилов прокомментировал выступление псковского коллеги рассказом о неудачном опыте организации подписки на базе собственной киосковой сети в Новокузнецке и Тюмени. До недавнего времени его сеть обслуживала более 5 тысяч подписчиков газеты «Кузнецкий рабочий». Наценка сети составляла 100%, превышая розничную наценку. Несмотря на это, подписка оказалась невыгодной для сети. После ликвидации подписного проекта, количество розничных покупателей в киосках выросло за счет части «ушедших» подписчиков. По мнению С.Д.Гаврилова, его опыт показывает причины неуспешности крымского эксперимента по организации подписки в киосковых сетях, также закончившегося неудачей еще 10 лет назад.
Генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-пресс» А.В.Федотов с сожалением заключил, что без серьезной модернизации принятых в России технологий работы отечественным распространителям прессы будет нечего предложить крымским подписчикам и розничным покупателям периодической печатной продукции. Об этом же говорили и ведущие круглого стола, подводя итоги дискуссии. Участники круглого стола высказали надежду, что круглый стол, поставив острые проблемы распространения прессы на Крымском полуострове, станет, вместе с тем, отправной точкой для их решения.
Пресс-служба АРПП