Открыл заседание второго дня работы конференции Д.А. Усанов, руководитель Департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России». В своем докладе он представил итоговые данные подписной компании на 2-е полугодие 2014 г. и осветил перспективы развития розничной торговли в почтовых отделениях.
Д.А. Усанов подчеркнул, что значительная часть отделений почты располагается в малых городах и сельской местности, поэтому розничные продажи на их территории являются не только хорошей поддержкой для достижения прибыльности почтового отделения, но зачастую выполняют и важную социальную функцию, особенно в тех населенных пунктах, где отделение почты является чуть ли не единственным социальным учреждением. В перечень товаров, предлагаемых в розничной продаже в отделениях Почты России, безусловно, входят и периодические печатные издания. Данная товарная группа является второй по значимости для розничных продаж в почте. Согласно приведенным Д.А. Усановым данным, за 2013 г. Почта России реализовала газет и журналов в розницу на сумму 4 млрд руб. (без НДС).
Что касается подписки, то, по словам докладчика, последняя подписная компания стала серьёзным испытанием для нее в силу отмены действующих до последнего времени государственных дотаций на доставку подписной корреспонденции. Несмотря на крайне пессимистичные ожидания всех участников рынка, итоги подписной компании оказались не столь критичными, хотя и положительными назвать их также нельзя. Сокращение объемов подписки составило порядка 20% против ожидаемых 30-40%.
Сокращение объемов подписки является общемировой тенденцией на протяжении длительного периода, указал докладчик. Даже в условиях предоставления субсидий почте с 2008 г. наблюдалось ежегодное сокращение доставляемых экземпляров. По мнению выступающего, отказ от подписки через почту может означать ее сохранение через альтернативных доставщиков. При этом ситуация с подпиской разнится в зависимости от региона и от конкретных изданий:
- меньше всего подписные тиражи упали в регионах, в которых власти в сотрудничестве с филиалом почты и руководителями СМИ уделяли внимание их сохранению;
- увеличение стоимости подписки не затронуло востребованные населением издания: в регионах общим падением подписных тиражей есть издания, которые, наоборот, увеличили свой тираж.
Рассказывая о перспективах развития почтовой связи на территории Республики Крым, Д.А. Усанов представил участникам конференции описание крымской инфраструктуры. В настоящее время «Крымпочта» включает в себя Симферопольский Центр обработки и перевозки и 6 почтамтов, в состав которых входит 479 стационарных отделений почтовой связи, 15 передвижных отделений и более 230 автомобилей. В «Севастопольпочту» входит 56 отделений почтовой связи и 49 единиц автотранспорта.
В настоящее время в Почте России утверждена стратегия развития до 2023 года, и, по словам докладчика, запланированные объемы подписки на газеты и журналы в ней также прописаны вплоть до данного срока. Это означает, что почта будет предпринимать все усилия для сохранения и наращивания объемов собранной подписки. И готова сотрудничать по данному направлению со всеми заинтересованными участниками российского рынка прессы.
В настоящее время Почта России проходит этап серьезной модернизации. Среди прочего, сейчас в рамках предприятия на базе «Татарстан Почтасы» проходит тестирование и внедрение новой IT-разработки в области сбора подписных данных. Новое программное обеспечение позволит почтовому ведомству не только ускорить получение итоговых результатов подписки, но и классифицировать их в срезе объемов тиражей, наименований изданий и целевой аудитории. В настоящее время программа уже запущена на базе 30 предприятий и до осени этого года будет внедрена во всех отделениях почтовой связи страны.
Тему подписки в своем докладе продолжил председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В. Керов. По его словам, несмотря на то что предварительные итоги подписки указывают на падение подписных тиражей меньше ожидаемого – 20% против 40%, в стране есть регионы, где подписка снизилась даже ниже самых пессимистичных прогнозов. Так, сокращение подписных тиражей по Владимирской области составило 41%. Более чем на 30% подписные тиражи сократились в 13 российских регионах, в том числе в Адыгее (-35,6%), Хакасии (-37,8%), Астраханской области (-34,3%), Татарстане (-37%), Томской области (-39%).
Системе организации подписки на территории Российской Федерации и возможностям крымских коллег по внедрению в неё посвятил свое выступление В.И. Лупенко, генеральный директор Агентства по распространению зарубежных изданий. В обзорном докладе он представил подробную структуру подписного рынка, дал развернутую справку по возможностям выходящих в России подписных каталогов, провел презентацию официального сайта каталога «Пресса России» Pressa-rf.ru, созданного не только для информационной поддержки печатной версии каталога, но и с целью предоставления возможности оформления подписки на газеты и журналы посредством интернет-сервиса.
В.А.Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» (МАП), представил участникам конференции презентацию о возможностях подписного «Каталога российской прессы». По словам докладчика, после возвращения полуострова Крым в состав Российской Федерации агентством в преддверии новой подписной компании весны 2014 г. был выпущен дополнительный тираж каталога, специально ориентированный на подписчиков республики в целом и города Севастополь, в частности. Каталог вышел тиражом 2300 экз., и включил в себя более 1400 подписных индексов. Помимо этого, агентством тиражом 4 000 экз. был издан спецвыпуск каталога, включивший более 200 индексов. Сам же Каталог в настоящее время выпускается «Межрегиональным агентством подписки» во всех регионах страны отдельными выпусками, а его общий тираж превышает 500 000 экз.
По словам докладчика, в настоящее время МАП работает не только в области совершенствования традиционной подписки на газеты и журналы, но и расширяет возможности доступа читателей к электронному контенту. В самое ближайшее время агентством будет презентован цифровой проект, который позволит издателям, сотрудничающим с МАП, представлять свои электронные версии на экранах различных гаджетов. По задумке разработчиков, новый проект будет являть собой полноценный цифровой киоск электронных версий печатных СМИ.
На заседании развернулась оживленная дискуссия по проблемам развития подписки в Крыму. По этой теме выступили руководители почтовых структур Крыма. Поднимались острые вопросы о замещении российскими изданиями ушедших с рынка проектов Украины. Отмечалось, в частности, что в прошедшие периоды в Республике Крым объем подписки составлял 0,5 млн. экз., а в последнюю подписную компанию только 120 000 экз. Представитель газеты
«Комсомольская Правда – Крым» О.В.Толмачёва в своем выступлении проинформировала, что подписка на «Комсомольскую правду» в Крыму в этом полугодии выросла, и объясняется это уходом с рынка конкурентов из Киева.
Советник генерального директора ФГУП «Почта России» Н.П.Могилевская рассказала о ходе структурных преобразований почтовых предприятий Республики Крым. Она подчеркнула, что российские издатели должны провести большой объем работы в регионе по продвижению своих изданий среди населения. Крымчане не знакомы с российской прессой, и поэтому необходимо многое сделать для того, чтобы представить местному читателю российскую периодику. Н.П. Могилевская предложила обратиться к издателям России с инициативой развернуть целенаправленную работу по продвижению своих изданий в Крыму. Данная идея была поддержана участниками конференции.
Пресс-служба АРПП