В итоговом релизе Минкомсвязи по этой теме к лидерам подписки из субъетов Федерации отнесены Чеченская республика (рост на 4,1%), Курская область (рост 0,3%), а также Ингушетия, где отмечен нулевой рост, и Псковская область, в которой падение подписки составило всего 0,4%. Если говорить об отдельных изданиях, то в Ярославской области, где падение тиражей составило 10,4%, подписные тиражи газеты «Переславская жизнь» увеличились на 20%, газеты «Ростовские вести» — на 12%. В Кировской области подписной тираж «Вятской особой газеты» вырос на 47%. А в Москве подписные тиражи упали на 14%. Добавим к сказанному, что ряд газет получили неплохие результаты исключительно благодаря активной досрочной подписке, которая велась по старым ценам.
На этом позитивные новости о подписной кампании в России исчерпываются. В большинстве же регионов и в печатных СМИ, особенно в местных, результаты подписки крайне разочаровывающие. В том же релизе Минсвязи упоминаются 13 регионов, где подписка сократилась более чем на 30% - это Адыгея и Хакасия, Калмыкия и Северная Осетия, Астраханская, Томская, Челябинская, Новосибирская области, Красноярский край и др. «Рекордсменом» же стала Владимирская область, где подписка упала на 40,1%.
Понятно, что падение подписных тиражей печатных СМИ в России продолжится, если не будет реальной финансовой поддержки государства. Но боюсь, что её не будет, и поэтому подписные тиражи продолжат сокращаться и в дальнейшем. К сказанному добавлю, что на любом реальном рынке падение продаж за полгода на 20%, что произошло в Росии – это начало разрушения этого рынка.
На этом фоне нельзя не заметить успехи подписки у издателей за рубежом. Понятно, что в большинстве стран осуществляются развёрнутые госпрограммы поддержки подписки и розницы. Но хочу, в частности, привести пример издательского дома «Аксель Шпрингер», который применил новые технологии в сфере подписки.
В статье австрийской Horisont было написано, что в мае 2014 года количество подписчиков на материалы газеты Bild в интернете достигло 200 000, а издания Welt – почти 53 000 абонентов (оба СМИ принадлежат ИД «Аксель Шпрингер»). «Издательство видит в развитии платных услуг в сети Интернет перспективный стратегический вектор будущего… «Аксель Шпрингер» ищет новые пути развития, в первую очередь из-за того, что издательство остро ощущает снижение доходов от рекламы. Продажи печатных версий газет не позволяют это падение дохода компенсировать, поэтому «волк», то есть компания, начинает смотреть в «лес», то есть в интернет. Welt ввел модель оплаты за онлайн-материалы еще в конце 2012 года, а вот Bild встал на эти рельсы в мае 2013 года. Так как концерн подводит итоги каждые полгода, то следует вспомнить, что на начало 2014 года у Welt было около 47 тысяч платных подписчиков в сети, а у Bild – примерно 152 тысячи». Представитель издательского дома Ян Байер отметил: «Отрадно, что мы, наконец, разработали и внедрили единую схему для получения доступа к платному контенту. Процесс стал прозрачным, понятным и простым для каждого читателя». Все рыночные показатели оценивают в компании как «очень обнадеживающие», но относятся к успеху «с осторожностью», так как «в отличие печати, очень трудно сделать читателя в интернете лояльным именно к твоему изданию».
Примечательно, что ИД «Аксель Шпрингер» активно использует технологию «360 градусов» в подписке. Это означает, что подписка развивается во всех возможных формах, как на бумажные СМИ, так и на все варианты цифрового контента. В наше время жизненный цикл изданий сокращается, нужны новые издательские продукты, удовлетворяющие спрос населения. За рубежом это делается в масштабных объёмах, в Росссии – крайне мало.
Ну а теперь, с большим сожалением, о главном. Российские издатели значительно отстают от зарубежных коллег в организации подписки как на печатные, так и на электронные версии. Может, оттого что у ни нет технологий, нет кадров, не знают как поступить с концепцией «360 градусов» на этом рынке. Известен принцип: не знаешь – обратись к специалисту. В части подписки: не можешь – попроси помощи у подписных агентств. Они знают, как организовать подписку в интернете и как монетизировать контент.
И теперь о самом главном. Подписка в России в прежнем виде умерла. Не надо строить иллюзий в части помощи государства доставке подписных изданий через Почту России. Надо учиться у зарубежных коллег бизнесу по продаже контента в новых условиях. А на это способны не все. И именно здесь проходит водораздел между «живыми» и «мёртвыми» СМИ (см. книгу Константина Симонова «Живые и мёртвые»).
Источник: блог Александра Оськина на сайте "Эхо Москвы"