1 августа вступают в силу законодательные нормы, которые обязывают российских популярных блогеров, имеющих ежедневную посещаемость свыше 3 тыс. человек, регистрироваться в качестве средства массовой информации. Вызвавший широкий резонанс в блогосфере и обществе законопроект был принят еще весной и подписан президентом Владимиром Путиным 5 мая. Часть блогеров приняла новый закон как попытку введения ограничений и дополнительного контроля в виртуальном пространстве. Другие активные пользователи интернета, в частности, многие депутаты Госдумы, имеющие блоги и страницы в соцсетях, готовятся регистрироваться в качестве СМИ и нести ответственность за свои публикации в соответствии с законом.
Скептики отмечают, что Роскомнадзору, которому поручено вести реестр популярных блогеров и проверять статистику посещаемости, технически будет крайне сложно собрать весь объем информации со всех онлайн-площадок.
Парламентарии, в свою очередь, заявляют, что они готовы, не дожидаясь мониторинга Роскомнадзора, пройти процедуру регистрации в качестве СМИ и не видят в этом никаких ограничений личных свобод.
Автор проекта закона о приравнивании популярных блогеров к СМИ депутат Вадим Деньгин заявил «Известиям», что если ежедневная статистика его аккаунта покажет больше 3 тыс. посетителей, он также станет блогером-СМИ.
— В рамках реализации этого закона 1 августа Роскомнадзор начинает мониторинг блогов. Если у кого-то из блогеров будет выявлено 3 тыс. посещений в день, ведомство отправит ему электронное письмо с уведомлением о необходимости регистрации в качестве средства массовой информации, — сказал он. — Процесс самой регистрации прост и ничего не меняет в деятельности блогера, за исключением того, что налагает на него ответственность за его же собственный контент, что вполне логично. Я тоже имею собственный блог, и если мне придет письмо от Роскомнадзора, я, как законопослушный гражданин, зарегистрируюсь в качестве СМИ.
За аккаунтом Деньгина в Twitter сегодня числится более 4,5 тыс. читателей. При этом его страницы может также читать и неограниченное количество интернет-пользователей, не подписанных на него.
У единоросса Владимира Бурматова в Twitter зарегистрировано порядка 220 тыс. читателей. Кроме этого, его страница «ВКонтакте» имеет 6,5 тыс. друзей и почти 7 тыс. подписчиков. Сам он указывает на то, что ему уже практически наверняка нужно будет регистрироваться в качестве СМИ.
— Я подозреваю, что у меня значительно «за» необходимого числа ежедневных посетителей в блоге, но для меня это не проблема. Если мне придет извещение Роскомнадзора, то пойду и зарегистрируюсь, — заверил он. — Тем более что я в основном пишу по тематике своих антикоррупционных расследований в Минобрнауки и всегда отвечаю за сказанные в моем блоге слова и указанные факты. Перепроверять их мне приходилось и в случаях многочисленных судов, благодаря чему все эти суды я выигрывал.
Депутат Мария Кожевникова имеет свыше 280 тыс. читателей в Twitter, но более показательны цифры «ВКонтакте». Там у актрисы и депутата количество подписчиков перевалило за 820 тыс. человек. О такой аудитории в самой популярной российской соцсети могут мечтать многие ведущие интернет-СМИ России.
— Я считаю, что отвечать за свои слова необходимо. И поэтому 3 тыс. посетителей в день у аккаунта или менее, всё равно — если того требует закон, зарегистрироваться нужно. Полагаю, что социальные сети вполне могут работать во благо, — рассказала она. — Мне через страницу в «ВКонтакте» удается информировать читателей о законах, которые я предлагаю, о важных социальных моментах, а также помогать людям. Недавно через мою страницу за два дня удалось собрать 1,3 млн рублей женщине, больной раком, на операцию, которая спасла ей жизнь.
Депутат Евгений Федоров отметил, что сейчас соцсети и другие ресурсы интернета стали инструментами информационного влияния и это требует от государства введения регулирования и ответственности в данном сегмента. Официальная публичная страница «ВКонтакте» Федорова насчитывает свыше 55 тыс. подписчиков.
— Я ровно так, как положено законом, буду регистрироваться и всем советовать сделать это. Сплочение и соблюдение определенных рамок в Сети тем более важно в условиях обострения отношений с Западом, — сказал он. — Они будут действовать в том числе и через соцсети, разлагая наше общество и внося в пользовательские массы ослабляющий хаос.
Депутат о фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев имеет порядка 36 тыс. читателей в Twitter, 5 тыс. друзей и около 10 тыс. подписчиков в Facebook, более 7 тыс. друзей «ВКонтакте». Кроме этого, у политика имеется «Живой журнал». При регистрации всех своих страниц и блогов «эсер» может в итоге стать обладателем «мини-медиахолдинга».
— Я всегда буду выполнять требования нашего законодательства, но, думаю, в моем блоге ЖЖ количество посетителей не достигает 3 тыс. в день. Кроме того, есть вопросы. Если Роскомнадзор справится с техническим решением проблемы подсчета посетителей в социальных сетях, то как правильно интерпретировать эти подсчеты? Какой-то пост прочтут 2 тыс. человек, какой-то — 100 тыс., опять же, как определить временные отрезки? Эта инициатива требует технического пояснения, — считает Пономарев.
Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян также считает, что у Роскомнадзора еще могут возникнуть проблемы с реализацией закона.
— В настоящее время речь идет о том, что Роскомнадзор сам не будет создавать новых технических возможностей для определения количества посетителей блогов. Он будет запрашивать данные у тех площадок, где эти блоги расположены. Технически подсчитать реальные посещения сложно. Наиболее точными данными будут владеть только площадки, — уверяет специалист.
Помимо нового закона о регистрации блогеров в качестве СМИ в законодательстве уже существуют ст. 152 Гражданского кодекса РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации», ст. 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ и ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета», по которым можно привлечь блогера как физическое лицо к ответственности за клевету и оскорбления, размещенные на его странице.
Дмитрий Рункевич, Елена Малай
Источник: Известия