Прежде всего, поздравляем Вас с вступлением в должность. В связи с этим вопрос: как получилось, что Вы стали кандидатом на должность интернет-омбудсмена?
Спасибо. Если честно, не знаю, как я стал кандидатом на эту должность. До этого был ряд встреч с Борисом Титовым (прим. - уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»). Но я не могу сказать, что было сформированное и явно выраженное предложение. Так что само назначение оказалось немного неожиданным.
С чего планируете начать деятельность?
- Уже начали. Сейчас происходит консолидация всех профессиональных участников интернет-отрасли. У большинства взгляды на отрасль, на значимость, на то, как должно все развиваться и регулироваться примерно совпадают. Сейчас происходят встречи с ключевыми фигурами, на которых определяется вектор развития интернет-среды. В ближайшее время мы выпустим что-то вроде дайджеста по интернет-индустрии и IT-индустрии в России в целом.
Давайте разберемся со сферой вашей компетенции. С одной стороны в интервью на радио «Вести FM» Вы четко определили – это кураторство вопросов бизнеса, связанного с интернет-средой и создание инвестиционной привлекательности страны в этой сфере. Получается, защита интересов пользователей сети не имеет отношения к Вашей деятельности?
- Чтобы не было путаницы: защита пользователей сети интернет не входит в мои обязанности. Это ближе к правам человека. Моя основная цель – защита интересов предпринимателей, которые создают сервисы в сети интернет. Здесь все очень просто: если будет хорошо людям, которые что-то создают в интернете, то автоматически будет хорошо пользователям интернета, потому что все, что создается в среде интернета направлено на нас – обыкновенных пользователей.
Таким образом, вопросами контента Вы будете заниматься, но косвенно. Ведь компании зависят от своих пользователей.
- 100% да. Проблемы пользователей это проблемы посещения, проблемы посещения это отсутствие рекламных платежей, а отсутствие платежей это стоп работы компании. Это все взаимосвязано. Например, вы даете кому-то молоток, чтобы забивать гвозди. Но согласитесь, есть вероятность, что этим молотком могут убить человека. Но нельзя же запретить молотки. С интернетом то же самое.
Как намерены выстраивать коммуникацию с пользователями сети?
- Мы сделаем портал, где каждый желающий сможет участвовать, где будут также регистрироваться компании, где мы будем размещать свои инициативы. Площадка для обмена мнениями. Если кто-то из структур будут искать возможность общаться, мы никому не откажем - мы абсолютно открыты. В первом пилотном варианте такая площадка должна появиться уже недели через три.
В какой форме собираетесь взаимодействовать с властью?
- Сотрудничество. На данном этапе формируется команда из значимых и уважаемых людей, руководителей ассоциаций и конкретно персоналий в интернете, которые готовы взять на себя участок работ, в которых они признаны и компетентны. Общение будет выстраиваться со всеми профильными институтами: Минкомсвязь, энергетика, и по контентной составляющей и по вопросам правообладания, также комитеты в ГосДуме.
Будет ли от вас какая-то поддержка молодым предпринимателям интернет -сферы?
- Нет, это должны делать профильные ассоциации. К примеру, если будет где-то формироваться группа разработчиков, то поддержку будет скорее оказывать «Русофт». Если они зарегистрировались и у них есть проблемы, то тут они получат помощь. Это должно все быть в рамках профильных ассоциаций.
Вы сказали, что многие производители софта в стране стараются вывести свои производственные мощности за пределы страны. С чем это связано, какое главное неудобство размещения здесь, в нашей стране?
- Сейчас главное неудобство – сложная регистрация организации, законы о деофшоризации, которые вступают в силу. Для разработчиков software это очень болезненный элемент. Им выгодно сейчас регистрироваться за рубежом с точки зрения инвестиций и их привлечения, и с точки зрения стоимости. Перевести разработку не так сложно – они взяли, «подпоясались» и уехали. У них нет никаких активов, кроме головы и конкретного человека.
Выходит, проблема лежит в сфере бизнес-омбудсмена.
- Абсолютно.
Грядет закон о хранении личных данных на серверах в РФ. Объясните для несведущих какова основная цель данного закона?
- Целей там можно найти, как скрытых слоев в торте «Наполеон». Думаю, основной упор - поставить под контроль пользовательские соцсети , Гугл , Твиттеры, Фэйсбук, которые распространяют, перемещают информацию и взаимодействуют с населением страны. Только закон, который приняли, ограждает
Кого и от чего ограждает?
- Фактически он закрывает зону “ru” от всего остального мира. Вне закона оказываются все компании, которые так или иначе через свой сайт предоставляют услуги населению нашей страны. К примеру, собираетесь вы за границу и не хотите бронировать жилье через турфирму - находите в интернете частный мини-отель, вносите туда свои паспортные данные, ФИО и автоматически данный сайт нарушает наш закон о хранении персональных данных. Ни один из владельцев таких отелей или других интернет-сервисов не будет переносить данные в Россию. Ему проще пренебречь россиянами как классом покупателей. Это же неправильно. Надо действовать с точностью до наоборот. Более того, внутри страны данный закон сам по себе не работает, и это никак не позиционирует нашу страну как благоприятное место для инвестиций.
Это какая-то подножка самим себе. Тем более непонятно, для чего этот закон нужен?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Я думаю сейчас мы с профессионалами сформулируем наше отношение и идею относительно того как это нужно делать, как правильно и будем пытаться это донести. Время до 2016 года еще есть.
Что вы думаете по поводу инициативы создания внутренней сети России?
- Это глупости и с точки зрения технологий, и с точки зрения здравого смысла. Более того нам и законодательно и идейно надо настраиваться на открытость и экспансию за рубежом. Мы не Китай, у которого очень много потребителей и он сам себя перекрывает. Нам эта модель не подходит. Надо, наоборот, расширяться. У нас есть энергоносители, возможность транзита каналов связи, мы можем не экспортировать нефть и газ, а оставлять их и делать из этих ресурсов энергетику и соответственно содержать огромные информационные данные, уметь обрабатывать их и привлекать наших людей, которые откроют эту новую в мире отрасль. Встречаясь со всеми участниками ассоциации, я убедился, что все думают ровно также.
Вот вы говорите, оставить ресурсы внутри страны и использовать эти мощности на энергетику, начать заниматься хранением и обработкой информации. Но это же практически поменять всю политику, мышление.
- Это мировой тренд и от этого уже никуда не деться. Для людей информационное становится важнее. Это изменение сознания, которое плотно входит во все слои населения. Можно не считаться с этими трендами, но тогда мы заведем страну в тупик. Более того мы потеряем огромный пласт людей, которые уедут туда, где им комфортнее.
Выделите тезисно проблемы российского интернета:
- Тезисно обозначать не стану. Их достаточно много. Есть те, которые касаются всех, - те же пресловутые персональные данные. Так что главная проблема – научиться регулировать интернет и принять правильные законы, которые будут базироваться на знании экспертного сообщества.
Как может измениться в ближайшее время российский интернет?
- Он будет двигаться от интернет-людей в сторону интернет-машин, как во всем мире. Если сейчас в интернете 80 % - общение людей и 20 % - взаимодействие машин, то в ближайшие годы ситуация диаметрально изменится. Интернет сейчас: вы включаете компьютер и открываете браузер, чтобы войти в сеть. Так вот это уйдет. Скоро вы его будете не замечать и начнете существовать в волшебном мире. Как в сказке, где фея взмахом палочки делает чудеса. Почти то же самое.
Это из области умных браслетов и гугл-очков?
- Да, только это первоначальные попытки. Со временем эти устройства станут чем-то таким естественным. Интернет будет вокруг нас везде. Дотрагиваясь до него, вы не будет знать, что это интернет. Как воздухом дышать.
Очень футуристично!
- Да. Но для человека, который родится и вырастет в этой среде, это станет абсолютно естественным. Вы можете не знать о том, как это сложно технологически. Так же как мы с вами не знаем ничего об атомной энергетике, к примеру. Мы просто знаем, что АЭС генерирует атомную энергию, но управлять этим не можем. Интернет придет в том состоянии, когда он естественным образом дополнит наше существование. Есть такой термин- дополненная реальность. Гугл-очки как раз оттуда.
Ощущение, что Вы сейчас описали какую голливудскую фантастику…
- Это уже не фантастика. Это ближайшие перспективы, о которых Вы меня спросили.
Оксана Солодовникова
Источник: ЖурДом