Данные изменения призваны внести прозрачность и единообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли). Целью изменений является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах.
За несколько лет действия Закона о торговле стала очевидной его недостаточность в части регулирования нестационарной торговли. На этот счет поступали и продолжают поступать многочисленные обращения граждан, предпринимателей, общественных организаций, органов власти. Только за последнее время количество обращений граждан и предпринимателей, жалующихся на нарушение своих прав и произвол местных властей, на закрытие торговых объектов и препятствия развитию малого торгового бизнеса, возросло почти в 4 раза!
В связи с этим назрела необходимость во внесении изменений в действующий Закон о торговле в части нестационарной торговли. Предлагаемые Минпромторгом России изменения позволят предпринимателям строить бизнес на твердых и долгосрочных правах.
Для этого предлагаются прозрачные механизмы получения новых торговых мест и продления договорных отношений уже работающим предпринимателям, если они выполняют все условия и желают работать дальше. В законопроекте планируется реализовать важнейший принцип «меняется место – сохраняется бизнес», когда изъятие у предпринимателя места, где размещается его торговый объект, сопровождается предоставлением равноценного компенсационного места, чтобы предприниматель не прерывал своей работы. Помимо этого, предлагается уточнить и сделать более прозрачными и предсказуемыми все процедуры – от формирования схем размещения нестационарных торговых объектов до оформления договорных отношений с хозяйствующими субъектами.
Наконец, особую поддержку в виде упрощенных процедур на размещение торговых объектов планируется оказать социально значимым товарным специализациям: торговле свежими продуктами питания – овощами, фруктами, мясной и молочной продукцией, хлебом, а также торговле печатной продукцией. Особые процедуры предполагается установить для фермерских хозяйств, чтобы дать им возможность расширять собственный сбыт посредством организации своих небольших торговых точек.
Наконец, местные власти обязаны способствовать развитию и расширению малого торгового бизнеса, особенно в части социально значимых специализаций.
С другой стороны – законопроект серьезно уточняет ответственность хозяйствующих субъектов. Так, органы власти должны будут определить обязательные требования к внешнему облику торговых объектов (киосков, павильонов, лотков), а предприниматели обязаны будут данные требования выполнять. Вводится обязательная платность размещения объектов и использования пространства. За грубые нарушения (например, невнесение платы в бюджет, грубое нарушение требований к внешнему виду и пр.) предлагается установить ответственность вплоть до расторжения договора и прекращения деятельности торгового объекта.
Нестационарная торговля, безусловно, оказывает весомое влияние на развитие малого бизнеса и самозанятости– в России насчитывается порядка 200 тысяч нестационарных объектов круглогодичного размещения (лотки, павильоны, киоски) и около 60 тысяч нестационарных торговых объектов сезонного размещения (летние кафе, бахчевые развалы, сезонные лотки и елочные базары). Часто в небольших населенных пунктах нестационарные торговые объекты является единственными магазинами. Число граждан, непосредственно стоящих за прилавками в малой торговле, оценивается в более чем 1,5 млн. человек. К этому нужно прибавить иной персонал (рабочих, работников компаний-поставщиков, логистических компаний и т.д.), привлеченных тем или иным образом в данную сферу, и самих предпринимателей.
Часто, особенно в небольших городах, киоск или павильон и даже лоток является единственным источником существования для всей семьи предпринимателя или продавца.
Малые форматы торговли часто являются единственным каналом сбыта для мелких и средних местных производителей, в первую очередь сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания. Они по объективным причинам (небольшие объемы производства, логистические трудности) не могут сбывать свою продукцию через торговые сети. Поэтому развитие малых торговых форматов необходимо обеспечения роста российской экономики.
Востребованность в России именно некапитальных павильонов, киосков и пр., помимо их удобства, является последствием советской застройки населенных пунктов. В советское время в большинстве случаев первые этажи зданий (которые во всем мире используются под небольшие магазины и кафе) не предназначались для торговли. Отдельно стоящие советские магазины (универсамы и пр.) немногочисленны и в сегодняшних реалиях недостаточны для того, чтобы обеспечить потребителям комфорт и доступность товаров, особенно свежих продуктов питания в шаговой доступности.
Аналитическая записка о состоянии и тенденциях развития нестационарной и ярмарочной торговли в субъектах Российской Федерации.
Нестационарная торговля
Законом о торговле был установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО).
С принятием Закона размещение НТО стало осуществляться в соответствии со Схемами размещения нестационарных торговых объектов, разработанными и утвержденными органами местного самоуправления.
За несколько лет действия Закона о торговле стала очевидной недостаточность предложенного Законом рамочного регулирования нестационарной торговли. На этот счет поступали и продолжают поступать многочисленные обращения граждан, предпринимателей, общественных организаций, органов власти.
Для формирования позиции и получения систематизированной информации весной 2014 года Минпромторгом России впервые был проведен анализ состояния нестационарной торговли в Российской Федерации. Анализ проводился на основе данных, полученных от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований посредством специальных форм, разработанных Минпромторгом России.
В 2013 году в целом по России действовало 191 795 нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения, что на 3,4% больше, чем в 2011 году (в 2011 году насчитывалось 187 888 НТО круглогодичного размещения).
При, казалось бы, положительной общей динамике ситуация и динамика в субъектах РФ сильно различается.
В Ростовской области общее количество НТО круглогодичного размещения уменьшилось на 10,6%, в Волгоградской области – на 12,5%, в Республике Татарстан – на 27,9%. Одновременно в Приморском крае количество НТО круглогодичного размещения увеличилось на 30%, в Московской области – на 23,7%, в Республике Северная Осетия-Алания – на 49,1%.В г. Москве в период с 2011 года (когда тоже было сокращено более 30% НТО по сравнению с 2010 годом) по 2013 год имело место наибольшее сокращение количества НТО – на 1 486 объектов (или на 14,8%), из них: павильонов – на 555 объектов (или на 31,8%), киосков – на 1 104 объекта (или на 13,9%).
Такая разнонаправленная динамика численности НТО в субъектах РФ, прежде всего существенное сокращение НТО в ряде субъектов, не объясняется объективными экономическими факторами, а говорит о произвольном толковании расплывчатых норм Закона о торговле и административном сокращении данного сегмента торговли. Сокращения в большинстве случаев носят искусственный, а не естественный характер: часто закрытие того или иного нестационарного торгового объекта связано не с изменением ситуации на рынке, а излишним регулированием со стороны органов власти.
Ярмарочная торговля
Касательно развития ярмарочной торговли стоит отметить, что увеличение количества ярмарок наблюдается во всех федеральных округах, за исключением постоянно действующих ярмарок в Центральном Федеральном округе (имеет место уменьшение количества ярмарок данного типа на 29% в 2013 году по сравнению с 2011 годом). В целом количество постоянно действующих ярмарок за последние 3 года увеличилось в 2 раза, количество ярмарок, проводимые на регулярной основе – в 1,3 раза, количество разовых ярмарок также увеличилось в 1,3 раза.
В связи с требованиями Закона о розничных рынках об обязательном переводе розничных рынков в капитальные здания, строения и сооружения, ввиду трудностей по строительству новых и реконструкции старых капитальных зданий, строений и сооружений в сфере торговли, сложилась практика переоформления существующих розничных рынков в постоянно действующие ярмарки.
За счет этого наблюдается статистический рост числа постоянно действующих ярмарок на фоне сокращения числа розничных рынков. Это говорит не о создании новой торговой инфраструктуры (оно незначительно), а о перетекании рыночного формата в ярмарочный.
Обращения граждан и предпринимателей
Увеличилось количество граждан недовольных закрытием объектов (ярмарок, рынков) или жалующихся на дефицит магазинов с 753 жалоб/обращений в 2011 году до 3583 в 2013 году – рост в 4,8 раза!
Количество предпринимателей жалующихся о фактах закрытия торговых объектов либо в о трудностях в получении мест для торговли соотносится как с 973 обратившихся в 2011 году к 3281 в 2013 году – рост в 3,4 раза!
Многократный рост числа обратившихся по поводу закрытия НТО говорит об острой социальной компоненте вопроса, высокой чувствительности населения к изменениям в сфере нестационарной торговли и нарастающем недовольстве, как потребителей, так и предпринимателей.
Согласно Доклада Президенту РФ за 2014 год Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей из 76 субъектов РФ, в которых работают региональные Уполномоченные, в 20 регионах констатируются «сложные условия вхождения в торговые сети для местных производителей», «доминирование крупных федеральных сетей, вытесняющих малый бизнес», «ужесточение требований к временным сооружениям, влекущее кратное снижение уличной торговли», «отсутствие прав на продление договоров для НТО», «произвольный пересмотр органами местного самоуправления схем размещения НТО, невключение и исключение действующих объектов», «некомфортные условия», «инвестиции в НТО, не сообразные 3-летним договорам». В числе этих регионов – Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Саратовская области и другие.
Необходимо отметить, что малая торговля является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство – в первую очередь производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности.
Количество, отчаянная тональность и, самое главное, лавинообразная динамика обращений граждан и предпринимателей только подтверждают это.
Выводы
В настоящее время имеются явно негативные тенденции в сфере нестационарной торговли, которые требуют принятия мер на государственном уровне.
В этой связи предлагается реализовать комплекс мер путем внесения соответствующих изменений в Закон о торговле. В настоящее время Рабочая группа, созданная приказом Минпромторга России от 29 апреля 2014 года №796, подготовила Концепцию данных изменений (приложение).
Предлагается одобрить концептуальный подход к изменению Федерального закона «О торговле», подготовить и направить на согласование проект соответствующего Федерального закона в установленном порядке, организовав освещение Министерством предлагаемых изменений в средствах массовой информации.
Указанные инициативы получат самую широкую общественную поддержку и положительные отзывы в средствах массовой информации.
Реализация Концепции, безусловно, окажет стабилизирующее влияние, как на малый торговый бизнес, так и даст толчок к развитию малого производства.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Заместитель Министра
промышленности и торговли
Российской Федерации В.Л. Евтухов
Справочная информация
О Концепции изменений Федерального закона № 381-ФЗ «О торговле»
в части совершенствования правового регулирования
нестационарной и развозной (разносной) торговли
За несколько лет действия Закона о торговле стала очевидной недостаточность предложенного Законом рамочного регулирования нестационарной торговли. На этот счет поступали и продолжают поступать многочисленные обращения граждан, предпринимателей, общественных организаций, органов власти.
Это подтверждается анализом состояния нестационарной торговли в Российской Федерации, проведенном весной 2014 года Минпромторгом России на основе данных, полученных от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Изменения призваны внести прозрачность и единообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли). Целью изменений является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Изменения подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, поступивших в Минпромторг России в процессе обсуждения информационного письма от 27 января 2014 г. № ЕВ-820/08.
Концепция одобрена 22 мая 2014 г. на заседании Рабочей группы с участием представителей Общероссийского Народного Фронта, «ОПОРЫ РОССИИ», «Коалиции киоскеров», Ассоциации мясной и молочной продукции «Гастроном», Центросоюза России, члена Совета Федерации Ю.Г.Исупова.
По мнению экспертов, реализация Концепции, безусловно, окажет стабилизирующее влияние как на малый торговый бизнес, так и даст толчок к развитию местных и региональных производителей, для которых несетевые форматы торговли являются важнейшим каналом сбыта..
Основные положения предлагаемых изменений:
1. Уточнение терминологии и приведение ее в соответствии с современными требованиями рынка. Введено понятие мелкорозничной торговли, объектов: нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов, торговой деятельности без использования торгового объекта.
2. Закрепление в федеральном законодательстве всех вариантов юридического оформления размещения НТО и осуществления развозной торговли: договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта; договор на осуществление развозной торговли с использованием мобильных торговых объектов (автомагазинов, автокафе, автолавок, автоцистерн, тележек и пр.) и разносной торговли.
Данная практика предусмотрена проектом Федерального закона № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс…», принятом Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 19.03.2014 в первом чтении.
3. Установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения НТО, как инструмента сохранения, создания и развития малого торгового бизнеса, предусматривающих гарантии для предпринимателей и ограничение возможности произвола чиновников.
4. Закрепление принципа «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющего гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранять бизнес.
5. Наделение субъектов РФ обязанностями по установке требований к внешнему виду НТО.
6. Определение специализации НТО, объектов развозной и разносной торговли. Понятие приоритетных (социально значимых) товарных специализаций.
7. Общие правила оформления договорных отношений и разрешений, защищающие добросовестных предпринимателей и позволяющие существенно увеличить горизонты планирования ведения бизнеса.
8. Введение платности размещения (эксплуатации) НТО в бюджет как общего принципа использования публичного пространства.
9. Установление правил занятия новых мест размещения НТО: размещение по результатам торгов (конкурс или аукцион), порядок, аналогичный порядку предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта (ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ) и ст. 30.1. ЗК РФ, для ИП и членов крестьянского (фермерского) хозяйства - один НТО без торгов.
10. Установление обязанности органов местного самоуправления оказывать хозяйствующим субъектам содействие в легальном подключении НТО к сетям электроэнергии.