Минпромторг предлагает упростить ведение мобильной торговли — для нее может быть принят уведомительный порядок регистрации по европейскому образцу. За счет этого к 2019 году в России может появиться 48 тыс. новых автомагазинов и кафе. Категорически против московское правительство, настаивающее, что такие вопросы должны решаться на местном уровне.
Минпромторг предлагает внести изменения в закон "О торговле" и издать на уровне федерального правительства новый нормативный акт, регулирующий мобильную торговлю, рассказал "Ъ" заместитель главы ведомства Виктор Евтухов. "Мобильные торговые объекты будут выделены в отдельную категорию, утвержден упрощенный порядок их функционирования",— пояснил он. Каким будет новый порядок торговли с автомобилей, в Минпромторге пока не решили. Источник "Ъ", знакомый с ходом разработки поправок, утверждает, что за основу могут взять опыт Германии, где мобильной торговлей можно заниматься в уведомительном порядке, заплатив в местный бюджет фиксированный сбор. "После этого фургон может передвигаться, соблюдая правила дорожного движения, то есть останавливаться для торговли в разрешенных местах. Возможно, местные власти смогут выделять дополнительные места в пешеходных зонах",— рассказывает он.
Сейчас мобильная торговля не регулируется на федеральном уровне. Транспортные средства относятся к нестационарным торговым объектам (НТО), включающим всю торговлю вне капитальных строений. По этой причине они страдают от излишних требований, которые логичны в отношении киосков и павильонов, отмечают в Минпромторге. В частности, их нужно включать в локальную схему размещения НТО, заключать договор аренды земельного участка, проводить торги. Получается, что мобильная торговля не может функционировать в соответствии со своим названием, то есть передвигаться туда, где есть повышенный спрос, считают в министерстве. Там уверены, что упрощение мобильной торговли приведет к дополнительным инвестициям в автопром в размере 33,6 млрд руб. к 2019 году, в производство специального торгового оборудования — 24 млрд руб. за тот же период, а продажи грузовых автомобилей под магазины и кафе за это время составят 48 тыс. штук. Если торговлю упростят, количество участников этого рынка может вырасти втрое, уверен заместитель гендиректора ООО "Автомаркет-Микомс" (занимается дистрибуцией продукции завода "Микоян") Илья Завельский. "Спрос на продукцию передвижной торговли будет высоким. В торговых центрах, которые учитываются в показателе обеспеченности торговыми площадями, необязательно есть продуктовые магазины",— отмечает он.
Столичный департамент торговли и услуг "категорически возражает" против уведомительного порядка работы объектов мобильной торговли, говорит его глава Алексей Немерюк. "С тем движением, которое есть в Москве, это неприемлемо",— настаивает он, добавляя, что управлением НТО логичнее заниматься на региональном уровне, исходя из местных потребностей. Московские власти в прошлом году собирались в рамках эксперимента вернуть в город мобильную торговлю мясными продуктами, скооперировавшись с мясоперерабатывающими заводами, но эксперимент не состоялся. Сейчас столичное правительство продолжает искать формат торговли, дополняющий стационарную. "Мы ищем, что это может быть — вендинговые автоматы, велолотки, продажа воды с сегвеев",— уточняет господин Немерюк. По его словам, сейчас на мобильную торговлю приходится 0,2% всего товарооборота Москвы. Последний, по данным Росстата, в 2013 году составил 4 трлн руб., то есть на оборот автолавок и кафе могло приходиться около 8 млрд руб.
Екатерина Геращенко, Елизавета Макарова
Источник: КоммерсантЪ