В первую очередь, магазинам могут запретить взимать с производителей плату за всевозможные дополнительные услуги. Например, проведение промоакций, скидочных программ, продажу выгодных мест на полках или во в новых торговых точках.
В Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству "РГ" подтвердили факт подготовки поправок. Их текст обсуждался на экспертных заседаниях, и, вероятнее всего, будет вынесен в Госдуму после 25 августа. Зампред комитета Виктор Звагельский сообщил, что его текст уже готов "на 90 процентов".
Пока же финансирование большинства услуг при работе с торговыми сетями устроено непрозрачно, а это позволяет магазинам создавать дополнительные наценки, рассказывают представители разных пищевых отраслей. Вот одна из схем.
Например, производитель готов продать магазину сок по 25 рублей за упаковку, 20 рублей из которых будет приходиться на себестоимость и 5 рублей - наценка производителя. Магазин выставляет свои условия: 10 процентов (2,5 рубля) надо отдать за покупку большой партии товара. Это в профессиональной терминологии называется "ретробонус". И еще 30 процентов (7,5 рубля) - за развоз этого сока по магазинам и выкладку на полки ("логистические" и "маркетинговые" услуги). Отказ от них, как правило, означает отказ от сотрудничества. Для отдельных поставщиков это потеря львиной доли продаж, для магазина - всего лишь смена контрагента.
В итоге, продав сок по 25 рублей, производитель оказался бы в убытке - на 5 рублей. И он начинает сам "накручивать" свою цену, чтобы все-таки остаться с прибылью. Посчитал-прикинул - получилось 40 рублей за пачку (ретробонусы, логистические и маркетинговые услуги устанавливаются в процентах к конечной цене). К ней прибавляется официальная розничная наценка - 30 процентов (12 рублей), куда, по идее, уже должна была войти стоимость всех услуг магазина. Но тут закон нечеток и допускает, как говорится, варианты.
В итоге на прилавок пачка сока попадает по цене 52 рубля. Из них 25,4 рубля достается магазину, 6,6 рубля - производителю, 20 рублей - себестоимость самого сока. Это реальная ситуация, о которой "РГ" рассказали производители сока.
"И филе минтая в торговые сети продается на 20-30 процентов дороже, чем в отдельно стоящие магазины. Потому что надо заплатить бонус. А нам хочется продавать продукцию по одной цене, с учетом ее объема. Не важно - в торговую сеть, магазин у дома или оптовому игроку", - подтверждает исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков. Депутатские поправки как раз предполагают, что сеть сможет получать лишь скидку, зависящую от объема закупки. А проводить схемы через третьи фирмы (чтобы скрыть бонусы) окажется бессмысленно - торговые компании с общими собственниками депутаты предлагают признавать одной сетью.
Однако представитель рыбной отрасли однозначно поддерживать поправки не торопится. Схожей позиции придерживается и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. "У торговых сетей есть большая рыночная сила, которой они пользуются в своих интересах, - поясняет он. - Нам просто не хватает квадратных метров прилавка". По его словам, пока "товар борется за прилавок", а не наоборот, такая ситуация сохранится.
Ассоциации и союзы российских поставщиков и продавцов два года назад попытались сами урегулировать ситуацию. И подписали "Кодекс добросовестных практик" (КДП). Документ предусматривает отказ участников торговых отношений от нечестных схем. И если первое время кодекс почти не работал, то в последние месяцы "процесс пошел". Буквально несколько недель назад ассоциации торговых сетей согласились ко всем договорам поставки продукции заключать дополнительные соглашения, которые, по сути, дают КДП юридическую силу, рассказал Гудков. Это действительно огромный прорыв, если учесть, что до 2010 года стороны вообще отказывались идти на диалог. И теперь они опасаются, что принятие поправок в закон могут свести на нет всю эту работу.
"Мы достаточно далеко продвинулись. Члены Ассоциации компаний розничной торговли уже приступили к подписанию дополнительных соглашений с поставщиками", - подтверждает директор по развитию Ассоциации производителей продовольственных товаров (Руспродсоюз) Дмитрий Востриков. Удалось добиться многих важных уступок. Например, невзимание платы за представление товаров в открывающихся торговых точках, введение обязательного планирования заказов и поставок, сокращение размера штрафных санкций, предсказуемый и корректный вывод товаров из ассортиментной матрицы сети и так далее.
По словам Сергея Гудкова, спорные вопросы стоит решать в частном порядке, в процессе саморегулирования. Но так считают не все поставщики.
"Признавать, что законодательная ситуация не очень хорошая, и при этом говорить, что мы вообще ничего делать не будем - странная позиция. Нужно анализировать практику и детализировать отдельные статьи закона о торговле", - возражает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Он считает, что спрятанные наценки торговых сетей достигают 30 процентов, и эту ситуацию нужно исправлять. Эксперты, поддерживающие перемены, уверяют, что система бонусов работает правильно, только когда рыночная сила между поставщиками и торговыми сетями равна.
Представители российских торговых сетей в этом споре часто упирают на то, что их бизнес по прибыльности уступает производственному. Однако это верно лишь при сравнении с крупными международными корпорациями. Бизнес сотни мелких и средних компаний в большинстве своем по сравнению с сетями остается менее прибыльным.
Причем рыночные процессы по-прежнему развиваются в пользу магазинов сетевых форматов. Их доля в общей структуре торговли растет, а ключевую роль продолжают играть несколько крупных игроков. За последние 5 лет количество гипермаркетов в России увеличилось с 500 до почти 900. А ряды торговых сетей пополнили всего две компании, то есть конкуренция за поставщика не увеличивается.
30 процентов - на столько дороже приходится поставщикам рыбы продавать свой товар сетевым магазинам
"Весь вопрос упирается в эффективность работы российских сетей, - говорят отраслевые аналитики. - Уровень расходов на квадратный метр торговой площади у многих наших компаний в два раза выше, чем у крупных западных. И эту неэффективность они покрывают за счет недобросовестных бонусов".
Если поправки в закон о торговле будут приняты, сетевым магазинам придется раскрыть свою реальную маржу и начать работать над повышением эффективности. Некоторые сети уже пошли по этому пути. В основном это крупные российские компании, начавшие свое обеление с отказа от бонусов. Компании, решившие играть честно, теперь борются за низкие цены и стараются оптимизировать работу каждого квадратного метра. И в итоге показывают хорошие финансовые показатели. Ведь для выстраивания всех этих схем нужно было держать целый лагерь бухгалтеров и юристов, писать очень много разных бумажек. Отказ от "серой" маржи, уверены эксперты "РГ", которые поддерживают поправки в закон о торговле, позволит продавцам снизить цену на полках. Сторонники этой позиции отмечают, что именно такой путь развития поможет российской торговле гармонично развиваться. Хотя и признают, что сопротивление многих сетей такому развитию событий огромно.
Есть в документе и менее спорные моменты. Например, он предлагает сократить отсрочку платежа для сетевых магазинов ниже срока годности товаров, которые они приобретают. Хотя и тут есть разные мнения о конкретных числах. Так или иначе, документ уже почти готов. И вполне вероятно, что 2015 год ознаменует новый виток развития торговли в России.
Василий Миронов
Источник: Российская газета