1. Подписная кампания прошла без дотаций со стороны федерального бюджета и «Почты России». Подписные тиражи по сравнению со вторым полугодием 2013 года сократились на 20%, против 40%, заявленных ранее экспертным сообществом.
По поводу этого тезиса скажем, что как бы ни ругали предыдущее руководство Почты России, но к периодике оно относилось с большим вниманием. В результате мы наблюдали не падение, а постепенное снижение тиражей, даже в тотальные кризисы на 1,5-2% и рост доли подписки при уменьшении доли розницы в РФ. Сегодня же победой является падение тиражей на 20, а не на 40%.
2. Подписные тиражи падали и при сохранении госдотаций. В прошлом году объем подписки на второе полугодие 2013 года уменьшился на 6,5%.
Стоит заметить, что факты, видимо, подогнаны под желаемое. Во-первых, нет уточнения, какие периоды сравниваются. Во-вторых, падение подписки измеряется в тиражах или в деньгах? Тенденция всегда одна – подписка на второе полугодие меньше, чем на первое.
3. Быстрее подписные тиражи падали в городах с высоким проникновением интернета, эта тенденция распространилась на другие регионы вне зависимости от роста стоимости подписки.
Это обывательское мнение. Профессионалы отрасли всегда считали, что низкий уровень подписки в больших городах объясняется вовсе не интернетом, а плохой работой почты по сравнению с розничными точками. Читатель покупает в киоске или магазине прессу, которую хочет, и не ждет доставки днями, газеты и журналы не крадут из его ящика и ему не приходится стоять в очередях в почтовом отделении за своим экземпляром. И интернет здесь играет очень малозначительную роль. К тому же в 2013 году из-за низкой зарплаты с почты уволилась масса работников, а те, кто остался, работают кое-как. И причем здесь интернет?
4. В 2013 году интернетом начало пользоваться еще 5 млн человек, и в этот период количество подписчиков через «Почту России» сократилось на то же количество.
Эти данные упрощены настолько, что подходят для «доходчивого» объяснения чиновникам и обывателям. Кому сказали, что интернет «съест прессу», преподнесли это как наиболее понятный и доступный для понимания факт. И разбираться в деталях этого действа они не будут. Для профессионала отрасли здесь все не только не очевидно, но и предельно спорно. И контраргументов никто не выдает.
5. В крупных городах «Почта России» утратила положение главного «доставщика» печатных СМИ. В конце прошлого года ее доля составляла 17%.
Непонятно, от какого объема взяты проценты. Возможно, авторы имели в виду рынок вместе с рекламой, потому что у отраслевиков данные другие – 35-40% от общего объема рынка.
6. Повышение тарифов «Почты России» на доставку в 2014 году привело к увеличению доли альтернативной подписки и доставки в ущерб «Почте России».
Здесь кроется фатальная ошибка и незнание дела. Агентства не работают с физическими лицами в принципе, а только с юридическими. Соответственно, альтернативная подписка не могла бы «перетянуть» аудиторию у Почты России, и это очевидный факт, незамеченный автором пресс-релиза. То же касается редакционных курьеров – столь малые объемы доставки можно не принимать во внимание.
7. В целом ряде случаев отказ от подписки через «Почту России» может означать ее сохранение через альтернативных поставщиков.
Это опасное самоуспокоение, сделанное на основании выводов, которые ведут к непредсказуемым последствиям.
8. По итогам подписной компании ситуация с подпиской разниться в зависимости от регионов и конкретных изданий.
Стоит сказать, что так было всегда, и ничего нового в этой ситуации нет.
9. В четырех российских регионах объем подписных тиражей не уменьшился, а даже увеличился.
Я тоже могу пошутить на эту тему: по моим прогнозам в следующем полугодии объем подписных тиражей рекордно вырастет в Крыму с нуля процентов!
10. В пределах 14% упали подписные тиражи в Москве. В прошлом году падение составило 19% при сохранении субсидий.
Видимо, падать уже некуда…
11. Более чем на 30% подписные тиражи сократились в 13 российских регионах, в т.ч. и в Татарстане.
Поднятие тарифов, похоже, толкнуло жителей этих районов, особенно молодежь, больше проводить времени в социальных сетях, что, например, для мусульманского Татарстана не очень хорошо.
12. В Ярославской области, при падении на 10,4%, увеличились подписные тиражи, например, у «Комсомольской правды» — на 6%. Есть еще несколько регионов с похожей ситуацией.
Объяснение росту тиражей «Комсомолки» простое. Издательский дом активно работает на современном рынке, реализуя стратегию «360 градусов», коррелируя печатный контент с интернет-сайтом издания, чего не делают другие издания.
Вывод: «Почта России» потеряла 20% объема подписки. Неясно, как измерить падение в деньгах. Но развитие событий может быть таким: затраты на единицу товара вырастут, что может привести к вынужденному новому росту тарифов. Это может привести к новому падению подписки – и так по спирали до самого дна. Российские чиновники многие проблемные отрасли доводят до подобного состояния, так что нам не привыкать.
Константин Черепков, ООО "Альфа-фрейд"
Источник: Рress-release.ru