Когда в социальных сетях появилась информация о том, что финальным аккордом в истории с регистрацией топовых блогеров в качестве СМИ станет большая конференция под эгидой Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), блогеры мгновенно поставили под сомнение саму необходимость проведения этого мероприятия. Многие из популярных интернет-пользователей полагали, что обсуждать закон за неделю до его вступления в силу как минимум бесполезно, а даже формальное присутствие на конференции представителей отрасли может создать видимость его одобрения, хотя это не так. Масла в огонь подлили организаторы встречи, назвав ее "Яблоггер" и запустив одноименный сайт со всей необходимой информацией о законе. Именно вторая буква "г" спровоцировала массу шуток в блогах и социальных сетях. Впрочем, нашлись несколько блогеров, которые пытались с лингвистической точки зрения подойти к вопросу, робко объясняя явно лишнюю букву, но они были в подавляющем меньшинстве. В конечном итоге название конференции было исправлено, но заметная часть топовых блогеров мероприятие демонстративно проигнорировала.
С докладом о динамике развития социальных медиа в России конференцию открыли глава РАЭК Сергей Плуготаренко и ведущий аналитик Ассоциации Карен Казарян. Согласно представленным ими данным, аудитория Рунета составляет 68,7 млн человек, из них ежедневно в Сеть выходит 56,3 млн. Годовой рост аудитории русского сегмента Сети — 7%. При этом 27% россиян от использования Интернета принципиально отказываются. В среднем на покорение просторов сети у российских пользователей уходит 121 минута в день, и огромную долю этого времени занимают социальные сети и блоги. Тройка лидеров среди социальных сетей неизменна — "Вконтакте", "Одноклассники" и "Мой мир" сервиса Mail.ru, однако данные на май этого года говорят об укреплении позиций Facebook, что также нужно учитывать в нынешних законодательных реалиях. Кроме того, по охвату аудитории в десятку крупнейших медиахолдингов (как офлайновых, так и онлайновых) входит сразу четыре интернет-компании: Mail.ru Group, Yandex, "Вконтакте" и Googlе.
О "подводных камнях" и рисках "закона о блогерах" рассказал собравшимся директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев. Все тонкости и трудности документа он свел к нескольким основным пунктам. Начал в лоб: "С 1 августа лучше прийти самим, потому что в законе четко прописано: или вы приходите сами или приходит запрос хостинг-провайдеру (компании), который предоставляет платформу. Вы сами не будете знать, что вас внесли в реестр, просто придет уведомление". Затем Матвей Алексеев предостерег блогеров от взлома аккаунтов и возможного появления профилей-дублеров, за которые перед государством придется ответить лично им. Независимо от того, кто и зачем их создал. Специалист напомнил о том, что закон предписывает блогерам "стать самим собой" указывать под материалами имя, фамилию и отчество. Потом, правда, замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов заявил о возможной модификации этой системы, когда персональные данные будут заменены на специальный код, непонятный читателям, но прозрачный для чиновников.
Кроме того, Матвей Алексеев подчеркнул ответственность блогеров не только перед читателем, но и перед государством. "Вы не можете написать что-то матерное на заборе и, если вас поймают за руку, не понести за это ответственность. То же самое в сети Интернет. Если вы что-то пишете, вы несете за это определенную ответственность, если это действительно касается какого-либо закона", - сказал он.
Если же рассматривать потенциальную просьбу, которую могут извлечь блогеры от нововведения, то, по мнению организаторов, один из вариантов — появление новых возможностей для монетизации и расширение круга рекламодателей. В частности, коммерческий директор LiveJournal Антон Савельев и директор по маркетингу LiveJournal Олег Бармин рассказали о том, что ЖЖ может быть эффективным каналом для распространения рекламы.
Однако одна из самых популярных Facebook-блогеров Алена Владимирская отмечает, что большая часть блогеров-многотысячников — эксперты, специалисты в определенной области. Они не публикуют платные посты, так как это разрушает экспертность.
Владимирская резко раскритиковала закон, отметив, что при его создании мнение экспертных блогеров, которых, по ее словам, в Рунете в разы больше, чем "политических", никак не учитывалось.
"Мы все стали заложниками того, что изначально, почему-то, любого блогера воспринимают с большим политическим акцентом", — отметила она и привела данные собственного исследования, согласно которому всех топ-блогеров можно разделить на "политических", звезд, которые популярны и офлайн, и экспертов. Алена Владимирская пришла к выводу, что блогеры, относящиеся к третьему разряду, пострадают от закона ни за что.
"Главная история про этот закон заключается в ответственности. Так вот, мы, как экспертные блогеры, давно и персонально отвечаем за всю информацию, которую мы размещаем в сети, — сказала она. — Потому что отвечаем лично, своей репутацией. Не важно, будь то хантеры, массажисты, продавцы, флористы, специалисты по рынку недвижимости — мы всегда под своей фамилией или под своим брендом, и мы всегда персонально отвечаем за ту информацию, которую размещаем. Поскольку это напрямую связано с нашим бизнесом". Блогер осталась возмущена тем, что при попытке урегулировать сеть законодатели обратили внимание только на "те 5-7% людей, которые пишут о политике".
Особое внимание в своем выступлении она уделила ответственности государства перед зарегистрированными блогерами: "Мы готовы отвечать, но ответственность предполагается с двух сторон. Вот допустим, я зарегистрировалась, я готова соблюдать закон. Но как мне государство будет отвечать за следующие вещи: например, завтра государство закрывает Facebook или Twitter. Соответственно, я могу посчитать, какой мне будет нанесен ущерб после закрытия этих площадок. Каким образом мне в этом случае государство будет это компенсировать? И будет ли? Очевидно, что нет. Второе: каким образом государство меня будет защищать от своих же ботов, которые ко мне приходят бесконечно в комменты и рассказывают про то, как прекрасно отдыхать на Селигере и так далее. Почему в этом случае этот закон односторонен? От имени всех экспертных блогеров хочется сказать: нас никто не послушал и никто не спросил".
Заместитель начальника отдела ФГУП "Главный радиочастотный центр" Алексей Жмаев попытался в своем докладе разъяснить, что регистрация даст блогерам "признание со стороны государства его социальной значимости" и будет означать, что "это, как минимум, не бот", чем вызвал дружный смех блогеров в зале.
Директор компании Liveinternet Герман Клименко констатировал, что "закон о блогерах" поставил индустрию перед выбором: "либо — на мясо, либо — на молоко". "Мы наконец дожили до того момента, когда государство нас пытается поставить в стойло, а мы этому сопротивляемся немножечко, нам это кажется нонсенсом, — продолжил он. — Государство говорит: "Ребята, вы либо сами выберете себе стойло, цвет его (это очень важно, вы же хипстеры, вы же говорите о том, что от цвета зависит ваша трудоспособность), либо – на скотобойню". По словам эксперта, авторитет блогов в России растет, тогда как у традиционных СМИ он неуклонно снижается. "Государство хочет иметь одну простую вещь. Я вам приведу пример лучшего заголовка, который в топе вылезает: "Найдено 300 трупов ополченцев со вспоротыми животами". СМИ уже кликают со страшной силой, я пишу автору: "Слушайте, у вас с заголовком что-то не то, надо еще гениталии внутрь добавить". Он говорит: "О, хорошо". Это смешно ровно до тех пор, пока мы не будем общаться с теми товарищами, которые хотят кого-то разбомбить, поэтому у государства очень простая цель: в какой-то момент времени прекратить распространение информации", — сказал Клименко.
По мнению главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, "закон о блогерах" будет применяться точечно, поэтому у основной массы популярных интернет-пользователей причин для беспокойства нет. Он добавил, что ссылки законодателей на опыт Израиля беспочвенны, поскольку там подобный закон был принят лишь для борьбы с нарушителями авторского права. "В том законе написано, что блогер считается СМИ только в том случае, если у него 50 тысяч посетителей ежедневно в течение трех месяцев. В Израиле 8 млн жителей, переводим на нашу страну — это 900 тысяч. Поэтому какие три? Этот закон против конкретных 5-10 человек, но и еще это эффект сдерживания", - сказал Венедиктов.
В свою очередь блогер Дмитрий Чернышев, известный под ником mi3ch, полагает, что вступление в силу закона послужит стимулом выйти в офлайн, чтобы доносить до людей необходимую информацию лично.
"В том случае, когда первый канал ничем не отличается от второго и от НТВ, именно телевидение сделало блоги такими популярными, - считает он. - Поэтому первая же карательная акция против блогеров приведет только к одному — резкому увеличению авторитета блогосферы. И не понимать этого просто странно. Люди очень засиделись в социальных сетях, они там создали себе комфортную атмосферу, общаются с единомышленниками, и у них есть иллюзия того, что все за них и все всё понимают. Это не так".
Между тем замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов поспешил заверить всех, что "закон не про то, чтобы кого-нибудь напугать или посадить". "Все мы понимаем, что социальные сети в том числе сейчас используются как инструмент. И мы в данном случае (и я в том числе) как раз цель этого инструментария, цель людей, которые его используют", - сказал Ксензов и призвал блогеров "выходить и общаться" и не делать из закона "жуткий молот кровавого режима".
Чиновник не согласился с Алексеем Венедиктовым по поводу того, что закон будет применяться выборочно, и напомнил, что документ был разработан в рамках антитеррористических поправок в законодательство, после событий в Волгограде в конце прошлого года. Они, помимо регистрации блогеров, касались ограничения электронных анонимных платежей и расширения полномочий ФСБ в сфере борьбы с терроризмом.
Кроме того, замглавы интернет-регулятора выразил надежду на то, что в будущем будут приниматься "не ограничительные законы, а стимулирующие".
Отметив, что в Facebook или Twitter "все сейчас пишут достаточно свободно", чиновник обозначил два условия, которых должны при этом придерживаться блогеры.
То, что они пишут, во-первых, не должно нарушать "культурных традиций" и оскорблять других читателей. Во-вторых, блогеры должны осознавать, что размещаемая ими информация может иметь " достаточно серьезный эффект — эффект массового поражения" для остальных пользователей".
Отвечая на вопрос о возможных перегибах в регионах после вступления в силу "закона о блогерах" Максим Ксензов сообщил, что Роскомнадзор будет привлекаться третьей стороной в судах, а решения судов будут мгновенно поступать в распоряжение ведомства. Ресурсы для этого он пообещал найти. "У меня есть один очень универсальный, но, может быть, простой и скучный ответ: практика правоприменения покажет. Встретимся через 3 месяца, через 6 месяцев, и тогда поймем, что не так", - резюмировал он.
Для определения количества читателей блога Роскомнадзор не будет создавать новые счетчики, а будет пользоваться уже действующими сервисами. Это один из самых спорных моментов нового закона, поскольку показатели разных счетчиков могут не совпадать. Пока что ведомство предлагает учитывать только тех посетителей, которые провели на сайте более 15 секунд, то есть те, кто скорее всего прочитал страницу.
Денис Гольдман
Источник: Росбалт.RU