Toshiba стала победителем открытого тендера «Почты России» на поставку оборудования для расширения ее логистического центра во Внукове, рассказала «Ведомостям» представитель почты Елена Диденко. По ее словам, цена контракта составит около 2 млрд руб. на период 2014-2015 гг., а после завершения проекта центр станет крупнейшим в Восточной Европе почтовым хабом.
В тендере «Почты России» с начальной ценой 40,5 млн евро (1,922 млрд руб.) кроме Toshiba участвовала итальянская Selex — ее оборудование стоит сейчас в запущенном в прошлом году первом корпусе логистического центра. Судя по протоколу оценки заявок, Selex предложила «Почте России» исполнить контракт быстрее и по чуть меньшей цене, но зато в этом случае в следующие три года операционные затраты «Почты России» были бы значительно выше (важность этого параметра при подведении итогов конкурса была равноценна цене контракта).
«Почта России» оценивала проект с точки зрения общей стоимости владения, которая включает не только первоначальные затраты, но и последующие, объясняет Диденко. То есть оценивалась стоимость обслуживания комплекса после ввода его в эксплуатацию — затраты на персонал, затраты на обслуживание оборудования и т. д. Предложение Toshiba по данным параметрам оказалось более эффективным, говорит она. По словам представителя Toshiba Олеси Рожковой, низкий уровень операционных затрат достигается благодаря разделению почтовых потоков по форме и габаритам, автоматизации обработки мелких пакетов, универсальной сортировке писем, позволяющей на одном и том же оборудовании обрабатывать простую и регистрируемую корреспонденцию различных форматов, а также благодаря внедрению передовых решений для участка регистрации и таможенного оформления входящей международной почты.
По словам Рожковой, это первый контракт корпорации в России, хотя за последние несколько лет компания осуществила подобные проекты в других странах. Аналогичные работы Toshiba выполняла для почтовых операторов Японии, Сингапура, Швеции, Канады, Франции, Бразилии, США (USPS), Сербии и ЮАР, говорит Диденко.
Логистический центр во Внукове был введен в строй в ноябре прошлого года, после того как в начале 2013 г. у «Почты России» возникли проблемы с обработкой посылок из-за рубежа — в аэропортах страны тогда скопилось 500 т необработанных посылок. Минкомсвязи тогда сменило руководителя «Почты России»(вместо Александра Киселева им стал Дмитрий Страшнов), а сама почта запустила во Внукове новое место международного почтового обмена, которое стало первым в стране почтовым комплексом, где таможенное оформление почты из-за рубежа было совмещено с ее автоматизированной сортировкой по направлениям доставки. ФГУП за 3 млрд руб. тогда выкупил логистический комплекс площадью 65 кв. м и закупил в него оборудование на $6 млн, а теперь собирается расширять этот комплекс.
Комплекс логистического центра во Внукове состоит из шести корпусов, в одном из них сейчас проходит таможенный досмотр и сортировка почтовых отправлений. Toshiba должна поставить оборудование для остальных цехов, что позволит добиться большей специализации участков таможенного досмотра и международной и внутренней почты. Также Toshiba должна будет провести интеграцию существующего оборудования в единую систему, говорит Диденко.
После выхода на проектную мощность центр будет обрабатывать 2,15 млн международных и внутренних почтовых отправлений в сутки (сейчас — 100 000), обещает она. Таким образом, этот центр сможет обрабатывать до 784 млн почтовых отправлений в год.
Вопрос в том, сможет ли «Почта России» обеспечить загрузку этого центра, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его словам, сейчас «Почта России» обрабатывает около 88 млн отправлений в год: 53 млн внутренних отправлений (по ее собственным данным) плюс еще около 35 млн международных. Почте необходимо увеличивать почтовый оборот — это один из главных показателей ее эффективности, ведь увеличение оборота приводит к снижению себестоимости пересылки, что выливается в снижение цен, а это, в свою очередь, дает возможность пересылать более дешевые товары, увеличивая объемы пересылки и доходы почты, объясняет Иванов. Решение начать сортировать во Внукове и внутреннюю почту Иванов считает правильным — по большому счету, пройдя таможню, международная почта тоже становится внутренней, разницы между ними нет, говорит он.
Предыдущее руководство почты тоже построило самый дорогой автоматический сортировочный центр в Подольске, а чтобы загрузить его, теперь вся почта, даже если она направлена на соседнюю улицу, проходит через Подольск, говорит бывший руководитель департамента почтовой связи Минсвязи Евгений Биргер. В итоге почта стала ходить только медленнее, замечает он. Необходимости в таком центре нет, считает Биргер, ссылаясь на статистику Всемирного почтового союза (ВПС), которая свидетельствует об устойчивом падении почтовых оборотов в мире, несмотря на рост интернет-торговли. На 346,5 млрд писем, отправленных в мире в 2012 г. (на 4,7% меньше, чем годом ранее), пришлось всего 6,5 млрд посылок (снижение на 1,5%), следует из информации на сайте ВПС.
Представитель Selex не ответил на запрос «Ведомостей».
Олег Сальманов
Источник: Ведомости