Экономика "мусорного ведра" против... Макроэкономики

Считается, что для государственного СМИ главная задача — чтобы была довольна власть. Тезис, на мой взгляд, очень и очень спорный, потому что никакой власти не нужна будет газета, если ее не читают. Именно поэтому мы учимся смотреть на все глазами читателя. Не власти, не журналиста, а именно читателя. Я всегда говорю: давайте сделаем так, чтобы нас читали, чтобы мы были интересны, и тогда появится все остальное.

БРАК ПО РАСЧЕТУ

Научиться поменьше оглядываться на власть оказалось легче, чем справляться с собственными журналистскими пристрастиями. У большинства из нас есть такой грех — предлагая тему, интересную нам, мы абсолютно не думаем о том, сколько человек это готовы читать.  А ведь газета делается именно для них. Истина, которую приходится повторять постоянно, в том числе и самому себе.

При этом, в отличие от некоторых коллег, я не склонен идеализировать читателя и верить в читательскую любовь. В подавляющем большинстве случаев никакой тут любви нет. Это брак по расчету. Нас читают не потому, что любят, и не по идейным каким то соображениям.

Нас читают тогда и ровно до тех пор, пока мы полезны и чем-то интересны. Всю прочую юношескую лирику, романтику я давно уже отбросил. Журналистам расстаться с ней трудней, но рано или поздно сделать это придется нам всем.

Одним из первых и, понятное дело, самых заметных изменений стал новый дизайн. Встречают ведь все таки по одежке. Мы свою новую одежку постарались сделать простой, привлекательной, воздушной. Много воздуха и крупный шрифт отнюдь не свидетельство легкой жизни, позволяющей бездумно транжирить газетную площадь. Так удобнее для восприятия современного читателя.

К тому же немалая часть нашей аудитории — люди в возрасте. Не надо думать, что, если у читателя плохое зрение, это его проблема. Когда он перестает читать газету, потому что с трудом разбирает мелкий шрифт, эта проблема тут же становится нашей.

 

СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА

Все эти годы мы с трудом, но постепенно все же растаемся со стереотипом, что газета — это некая трибуна, с которой журналист о чем то вещает аудитории. Газета — это диалог. Читатель идет туда, где его слушают и дают говорить. Мы постарались придать этому диалогу свою газетную логику, cложившуюся в такую вот цепочку.  ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ. Раз в неделю кто-то из чиновников — от вице-губернатора до министра и начальника департамента — на протяжении двух часов ведет у нас в редакции прием граждан. То есть мы организовываем для читателя собеседника, способного не просто дать совет, но и оказать практическую помощь.

РЕГИОН-ЦЕНТР. Здесь мы сами проводим ежедневный прием, обратиться с проблемой можно лично, по телефону (специально выделенный номер), письмом, с помощью sms — как кому удобно. Рассматриваем даже анонимные жалобы. Все обращения фиксируются, и потом, используя возможности редакции, пытаемся человеку помочь.

В какой-то момент обратили внимание, что очень многие письма и звонки — это даже не просьба о решении проблемы, а желание выговориться, поделиться своими мыслями. Что греха таить, несмотря на все средства коммуникации, социальные сети, в душе своей люди сегодня более одиноки, чем раньше. Для таких звонков и писем появилась полоса «ВЫСКАЖИСЬ».

Ну и, наконец, рубрика «О ЧЕМ ГОВОРИТ УЛИЦА». Мне кажется неправильным, когда по каким-то злободневным событиям высказываются исключительно специалисты. Мы с помощью этой рубрики даем такую же возможность и самым обычным читателям. Кстати, это неплохой индикатор настроений общества.

Самое главное здесь — это регулярность появления полос с читательскими письмами и обращениями. Обратная связь должна быть постоянной, только тогда она будет результативной.

 

НЕИЗБЕЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Появление обратной связи довольно быстро начало приносить и определенные сложности. Посыпались вопросы, которые требовали браться за темы, которые, скажем так, не очень приветствуются. Научились справляться и с этим.

На самом деле нет таких тем, о которых нельзя писать. Весь вопрос в том, как к теме подойти и какие выстроить барьеры, чтобы потом в случае неприятностей защитить и редакцию, и себя. В том, что закон здесь чаще всего не помощник, убеждать, я думаю, никого не надо. Одной из таких табуированных тем у нас в силу многонациональности региона всегда считался национальный вопрос.

И вот этой весной пришло письмо от учительницы из Средней Елюзани, а это самое большое в Европе татарское село. Двух школьниц из этого села, приехавших в областной центр, не допустили к участию в предметных олимпиадах из-за того, что они пришли туда в хиджабах.

С одной стороны, областное Министерство образования, с другой — огромная мусульманская община. Самым простым было бы сделать вид, что никакого письма не было. Мы выбрали другой путь. Встретились с автором письма и опубликовали ее рассказ о произошедшем, избегая каких-либо оценок.

Право оценить случившееся оставили другим: региональному министру образования и одному из духовных лидеров мусульман. А там пусть читатели, получив всю информацию, сами решают, кто, по их мнению, прав, а кто нет. Газета в данном случае лишь площадка для дискуссии. И не ее вина в случае, если кто-то из участников полемики оказался не слишком убедителен.

 

СЛОЖНОСТИ БЫТА

Я не раз говорил, что сегодня мы гораздо чаще имеем дело уже не с читателем, как раньше, а с потребителем. Аудитория меняется. Люди хотят получить от газеты, помимо информации о том, что происходит, еще и некую дополнительную пользу. Нас приучили платить деньги только за что то конкретно осязаемое.

Можно спорить, хорошо это или плохо, но не считаться с этим — обречь издание на потерю аудитории. Поэтому мы постоянно даем самые разные материалы прикладного характера . Есть «Тропа здоровья» с народными рецептами от всех болезней и советами медиков.

«Качество жизни», где коммунальные, потребительские проблемы, все то, что порой с легким презрением называют«бытовуха». И это абсолютно не «низкие» темы, как считают некоторые, особенно журналисты с большим стажем, которые по-прежнему жаждут владеть умами, звать на подвиги и жечь все и вся глаголом. Человек по натуре своей чаще всего обыватель, и окружающий быт ему гораздо важнее и интересней призывов и лозунгов. Наше дело научиться про это интересно писать.

Как пример — вышедший у нас недавно текст «Не носите деньги на помойку». Журналист на протяжении месяца смотрел за своим мусорным ведром и подсчитывал, сколько мы в итоге выбрасываем в мусор: здесь банан не доели, здесь сметаны немножко и так далее. Потом опубликовали эти финансовые выкладки из мусорного ведра, снабдив инфографикой. Читателю это в сто раз полезней рассуждений о проблемах экономики вообще.

У каждого из нас своя домашняя экономика, свои коммунальные проблемы и прочие прелести и сложности быта. Поэтому именно «низкие» темы лучше многих прочих поднимают наши тиражи.

 

ВСТАНЬ И ЖИВИ!

Не раз замечал, что даже не заставшие советских времен люди начинают читать газету с последней полосы. Получается, что последней полосой мы не только прощаемся, но часто и здороваемся с читателем. Из этого обстоятельства постепенно выросла та модель последней полосы, которая есть у нас сегодня: поздравления, подписка, самореклама, читательские конкурсы.

Говоря коротко, это полоса, задача которой — продвижение газеты. Конкурсы — разговор отдельный. Проводим их постоянно, порой сразу несколько одновременно.

В этом году стараемся придумывать их такими, чтобы заставляли людей встать с дивана и что то начать делать: помочь одиноким старикам расчистить дорожки к дому во время снегопадов, просто сделать что-то своими руками и рассказать об этом в газете и так далее.

Мне кажется, сейчас это очень важно. Ведь огромное количество людей рядом с нами буквально на глазах потеряли связь со своей реальностью. Они в Интернете, они в телевизоре, они сражаются за Донбасс в соцсетях, вводят свои личные санкции против Обамы и жалеют детей Европы, захваченной армией геев.

Мы же стараемся делать газету такой, чтобы людям напоминать о том, что есть реальная жизнь, она сложна и очень проста одновременно и состоит из самых банальных человеческих вещей. Стараемся вернуть этих людей в родные дома, поселки и города, к реальным проблемам, которые у нас здесь и сейчас, и никто, кроме нас, их не решит.

Не надо помогать европейцам, лучше соседской бабушке.Не надо обустраивать Украину, они и без нас разберутся, лучше у собственного дома забор покрасьте. Словом, будьте обычными людьми, и именно для таких людей мы и делаем газету.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА IV МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МАССМЕДИА И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

 

Источник: Журнал "Журналистика & медиабизнес", №6, 2014