Немецкий холдинг Bauer Media в России закрывает два из своих глянцевых проектов (сегмент Lifestyle) — журналы Joy и «Просто. Вкусно». Об этом «Известиям» сообщили источники в руководстве Bauer. Издатель Joy в России Елена Буравцева в пятницу подтвердила, что у нее последний рабочий день в Bauer Media. От остальных комментариев Буравцева отказалась, сославшись на то, что сейчас не уполномочена комментировать закрытие журнала. Впрочем, она отметила, что по рекламным показателям Joy двигался в рамках общей тенденции рынка. Ожидается, что августовские номера указанных изданий станут последними.
Аудитория этих журналов в лучшем случае стагнировала на фоне падения доходов печатных СМИ в целом. По информации компании TNS Russia, аудитория одного номера глянцевого Joy в сентябре 2013 — апреле 2014 превышала 251 тыс. человек, за тот же период совокупная аудитория составила около 740 тыс. человек. Показатели «Просто. Вкусно» также демонстрируют постоянство. Аудитория «Просто. Вкусно» в среднем составил почти 670 тыс., а совокупная аудитория за полгода превысила 1,3 млн.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2013 году объем рекламы в журналах сократился почти на 20%. Прошлый год вообще стал переломным для медиа — рекламные доходы перераспределились в пользу интернета. Если рекламный рынок в целом на 10% вырос, то объем рекламы в прессе на 10% упал. В нынешнем году журналы продолжают терять свою долю рекламного пирога. За I полугодие 2014 года объем рекламы на медиарынке вырос на 6%, отмечает вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. По его словам, объемы рекламы в печатной прессе традиционно упали, а наибольшее падение снова продемонстрировали журналы — рекламные доходы у них упали на 11%.
В прошлом году Bauer уже чистил свою линейку женских изданий: закрыты журналы «Чисто по-женски», «Планета женщин» и «Буду мамой». После закрытия Joy и «Просто. Вкусно» у Bauer в России останется 5 женских журналов («Тайны звезд», «Все для женщин», «Звезды и советы», «Народный совет» и «Вот это истории!»), 4 эзотерических издания (газеты «Оракул», «Предсказания оракула», «Ступени» и журнал «Женская магия»), пять журналов для детей, а также более 30 видов изданий с кроссвордами, сканвордами и судоку.
Joy, кстати, достался Bauer Media непросто. Joy в России выпускал ИД «Бурда», однако в мае 2012 году Bauer выкупил права на глянцевый женский глянцевый журнал о трендах у швейцарской Marquard Media и двум издательствам пришлось договариваться о том, кто будет издавать журнал. В результате в Bauer Media решили, что экономически выгоднее будет издавать журнал самостоятельно.
Как писали «Известия», из-за недополученных рекламных доходов возникли проблемы и у ближайшего конкурента Bauer Media — ИД Burda. Последнему тоже пришлось пожертвовать женскими журналами — «Лиза Girl», Mini, «Даша» и другими изданиями. По данным последнего исследования TNS Russia, лидирующая тройка на журнальном рынке выглядит так: холдинг Burda (27,4% аудитории), Hearst Shkulev Media (21,1%), Bauer (18,1%). Все лидеры постепенно теряют аудиторию печатных версий: аудитория Burda снизилась с 19,2 млн до 17,2 млн (сравнение март-июль 2012 с аналогичным периодом 2013 года), Hearst Shkulev Media - с 14,3 млн до 13,7 млн., Bauer - 13,1 млн. до 11,4 млн.
Владимир Евстафьев при этом отметил, что в этом году на западном рынке глянца заметно небольшое оживление.
— Например, возобновили издание журнала Newsweek. У нас пока продолжается спад, и когда изменится ситуация, не ясно, — считает Евстафьев. — Однако не все журналы страдают от потери рекламы. Журналы из топ-20 все еще чувствуют себя достаточно неплохо. Сейчас рекламу способны привлекать нишевые журналы — посвященные бодибилдингу, охоте и т.п. Есть несколько достаточно успешных журналов, посвященных телевидению. Хотя «ТВ парк» закрылся, «7 дней» прекрасно себя чувствует и пухнет от рекламы. Также очень успешно развивается журнал «Караван историй» — уникальный проект, не имеющий западных аналогов.
Аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин полагает, что не все так плохо в журнальном сегменте. Несмотря на то, что отдельные проекты сворачиваются, глянец все еще достаточно выгоден издателям.
— Наиболее успешны проекты, которые делаются крупными издательскими домами по франшизе и имеют аналоги в других странах. За последнее время у нас начали издавать огромное количество журналов, и не удивительно, что часть из них не выдержала конкуренции, — делится своим взглядом на ситуацию эксперт.
Светлана Поворазнюк
Источник: Известия