Почта России и Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы согласовали формат сотрудничества

ФГУП «Почта России» совместно с Альянсом в поддержку института подписки на газеты и журналы провели 20 августа 2014 года «круглый стол», посвященный кризисной ситуации на рынке подписки и возможностям ее изменения. 

Генеральный директор ФГУП «Почта России» Д.Е. Страшнов открыл заседание. Ведущими «круглого стола» выступили заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.В. Галактионова и председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки В.В. Керов. В «круглом столе» приняли участие представители крупнейших федеральных издательских домов и подписных агентств России: ИД «Коммерсант», ИД «Комсомольская правда», ИД «Мир новостей Медиа», ИД «Московский Комсомолец», Издательство «Российская газета», ИД «Толока», «Межрегионального агентства подписки», Агентства «Роспечать» и других. Участники «круглого стола» высказали предложения по мерам, необходимым для поддержки подписных тиражей в условиях стремительного роста подписных цен. 

На мероприятии отмечалось, что после экономического кризиса 2008 года рынок подписки оказался в ситуации нарастающей стагнации. Подписные тиражи сокращались, в среднем, на 3-5% в год. Принятое в 2008 году решение о «замораживании» почтовых тарифов на прием подписки у населения и доставку газет и журналов подписчикам и выделении государственных субсидий ФГУП «Почта России» внушало надежду на стабилизацию ситуации. Но в 2014 году субсидии институту подписки были отменены, и Почта России была вынуждена значительно увеличить свои тарифы. Ставший следствием этого рост подписных цен привел к падению подписных тиражей во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года на 20% (на 35% без учета досрочной подписки). 1 сентября 2015 года стартует подписная кампания на первое полугодие 2015 года. Эксперты медиарынка прогнозируют, что падение тиражей во время нее составит, в среднем, от 20 до 35%.

Участники «круглого стола» оценили положение отечественного института подписки как катастрофическое. Были высказаны предложения проанализировать структуру почтовых тарифов на доставку печатных изданий, пересмотрев, в частности, предельные размеры тиражей, необходимые федеральным и региональным издателям для получения скидок. С 1 января 2015 года Главный центр магистральных перевозок (ГЦМПП) ФГУП «Почта России» планирует повышение своих тарифов на 15%. По просьбе издателей руководство почтового оператора согласилось рассмотреть возможность снизить процент этого повышения до официального уровня инфляции.

Участники «круглого стола» предложили вернуться к практике организации акций продвижения подписки путем совместного снижения подписных цен на период проведения акции. Традиционной акцией такого типа была организуемая дважды в год «Декада подписки». Во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года «Почта России» не смогла предоставить паритетную скидку на время «Декады» (она проходила под названием Акция по подписке). В результате, эта акция стала успешной лишь для крупнейших федеральных издателей, рост почтовых тарифов на доставку которых был компенсирован специальными скидками.

Руководители почтового оператора предложили издателям активнее развивать новые проекты, рассчитанные на платежеспособную аудиторию клиентов почтовых отделений и молодежь. Сегодня подписка в России сориентирована, главным образом, на аудиторию малообеспеченных жителей российской провинции. Рост подписных цен неизбежно приведет к «потере» значительной части этих подписчиков. 

Участники «круглого стола» единогласно высказались за проведение масштабного маркетингового анализа ситуации, сложившейся на рынке подписки. Необходимо определить максимальный психологически приемлемый уровень подписных цен для различных видов газет и журналов. Дальнейший анализ структуры этих цен даст ответ на вопрос о предельно возможной стоимости доставки изданий, позволяющей издателям выживать и развиваться. Необходимо также проанализировать возможности развития подписки для новых, более платежеспособных аудиторий. 

Эти и многие другие вопросы станут предметом изучения для Экспертного совета по подписке при ФГУП «Почта России», решение о создании которого было принято на «круглом столе». Участники  Совета проанализируют ход и результаты подписной кампании на первое полугодие 2015 года. Основной задачей Экспертного совета станет разработка оптимальной модели взаимодействия между всеми участниками рынка подписки и федеральным почтовым оператором, позволяющей остановить падение подписных тиражей.

Пресс-служба Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы