В июне Совет ООН по правам человека провел в Женеве круглый стол по теме безопасности журналистов. В нем приняли участие ряд выдающихся журналистов, представители неправительственных организаций и высокопоставленные представители агентств ООН. К участникам круглого стола обратилась Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй:
«Безопасность журналистов является основным элементом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав всех нас, а также – элементом права на развитие. Однако, к моему огромному сожалению, с 1992 года более тысячи журналистов были убиты именно за то, что они исполняли свои профессиональные обязанности. 2012 и 2013 гг. стали рекордными по количеству убитых журналистов. По меньшей мере 15 человек было убито с начала этого года. Во многих странах виновные в этих убийствах могут рассчитывать практически на полную безнаказанность. Согласно опубликованным данным, за период с 2007 по 2012 годы менее чем одно из десяти расследований убийств журналистов в разных странах привело к обвинительному заключению».
Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Геташев Енгида из Эфиопии напомнил, что в ООН принят План действий по обеспечению безопасности журналистов, однако, к сожалению, этот План пока остается лишь на бумаге.
«К сожалению, безнаказанность – вот что типично на сегодня при убийстве журналистов. Статистические данные ясно показывают, что многие государства-члены ООН не предприняли необходимых шагов для расследования убийств журналистов. Убийство журналиста – это перекрытие кислорода в демократическом процессе. Совершенно неприемлемы также угрозы журналистам и попытки заставить их замолчать».
Франк Смит, советник по вопросам безопасности журналистов из Комитета по защите журналистов обратился к участникам круглого стола с пламенной речью:
«Отсутствие гарантий безопасности – вот что лежит в корне всех нераскрытых убийств журналистов. Я не знаю, сколько можно уже об этом говорить? Две трети всех погибших с 1992 г. журналистов в мире стали жертвами умышленных убийств. Они погибли не в результате подрыва на мине или под перекрестным огнем, или в автокатастрофе, или от бомбежки с воздуха. Кто-то был убит парой молодчиков, открывших огонь с проезжающего мотоцикла, или заказным убийцей, поджидавшим их в подъезде. Иногда убийцы – вообще неизвестны, например, когда обезображенные пытками тела убитых журналистов находят в придорожной канаве. Вот о чем речь! Совершенно не обязательно вдаваться в подробности международного права, чтобы понимать, что такие действия являются преступлениями в любом государстве при любом законодательстве».
Гида Факри, ливанская журналистка и диктор новостей телевизионного канала «Аль-Джазира» остановилась на весьма актуальном вопросе – кто на самом деле является журналистом?
«Что касается вопроса о том, кто на самом деле является журналистом, вопроса, который был поднят Верховным комиссаром Нави Пиллэй, нам следовало бы проанализировать, где находится линия раздела между журналистикой и активизмом, насколько четким является разграничение между репортером и активным участником событий? Я бы сказала, что линия раздела не всегда выражена четко, к тому же еще Женевская конвенция 1949 г. предусматривает, что задержанные во время активных боевых действий журналисты могут быть захвачены в качестве военнопленных».
Абир Саади, вице-президент Синдиката журналистов Египта, отмечает, что для местных журналистов работа становится все сложнее, поскольку их семьи находятся там, где они работают, и они должны думать не только о собственной безопасности, но и о безопасности своих близких:
«В прошлом было несложно определить, кто напал на тебя. Сейчас – это очень сложно сделать. Насилие в Египте – повсюду. Вооруженные формирования, правительственные войска, повстанцы, боевики. Правительство само по себе часто заинтересовано в сокрытии правды. Таким образом, угрозы журналисту поступают практически со всех сторон. Тебя могут арестовать, пытать, могут и пристрелить. И если такое произойдет – то всегда одна сторона будет обвинять другую, независимо от того, кто совершил преступление. 90 процентов убитых за последнее время местных журналистов в Египте были убиты выстрелом в голову».
Гиде Фикри было что добавить о ситуации в арабском мире:
«Журналистам часто приходится работать в ситуации, не очень определенной с точки зрения законности. В то же время их долг – рассказать миру о важном событии. В некоторых регионах мира их обвиняют в шпионаже, измене или в подрыве национальной безопасности. Ярким примером являются некоторые из новых режимов в арабском мире, которые пришли к власти в результате так называемой «арабской весны». Под лозунгом защиты национальных интересов и поддержания общественного порядка они ввели очень жесткие ограничения на работу журналистов».
Гида Фикри заключает, что за свое влияние журналистам приходится платить слишком дорого.
«Решающая роль журналистов состоит в том, чтобы поддерживать высокий уровень информированности об общественно значимых событиях и дать понять представителям власти, что они могут быть привлечены к ответственности за свои действия. Некоторые видят в журналистике опору демократического устройства, Нави Пиллэй уже отметила, что беспристрастная журналистика является также основой прав человека, иногда журналистику называют «четвертой властью». И если действительно журналистика – это «четвертая власть», то за эту власть порой приходится платить слишком высокую цену».
Источник: Радио ООН