С приветственным словом к собравшимся федеральным издателям обратился генеральный директор ФГУП Дмитрий Страшнов. Однако так как вопросов к нему у участников рынка накопилось множество, Дмитрий Евгеньевич не поспешил покинуть зал заседания и ответил на них.PlanetaSMI.RU записала и теперь представляет вниманию читателей как само выступление, так и вопросы с ответами.
Организаторы круглого стола: В.Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы; Д.Страшнов, генеральный директор ФГУП «Почта России»; И.Галактионова, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России». Фото: PlanetaSMI.RU
***
Дмитрий Страшнов, генеральный директор ФГУП «Почта России»:
— Для нас («Почты России» — прим. ред.) подписка является не просто бизнесом, а социальной, политической составляющей. В силу резонансности, которая произошла по результатам прошлой подписной компании (после повышения тарифов на доставку подписных тиражей — прим. ред.), мы понимаем, что внимание издателей, агентств, подписчиков и руководства государства (к подписке — прим. ред.) будет пристальным. Скажу честно: по результатам предыдущей подписной компании было очень много контактов с контролирующими, проверяющими органами. Но для нас подписка — серьезный и важный проект, даже при том, что почта сегодня — предприятие, которое пытается выжить. Наверно, это слишком сильно, пафосно сказано, но, тем не менее, почта пытается найти свое место, свою нишу на рынке, закрепиться на ней. И мы понимаем, что сейчас тяжелые времена для всех участников процесса, издательств в первую очередь. Но и подписным агентствам нужно задуматься о рентабельности бизнеса, активизировать какие-то свои процессы.
Как вы знаете, мы перестали получать государственные дотации (на доставку подписных тиражей — прим. ред.). Наша задача сегодня в том, чтобы почта финансово не пострадала после произошедших изменений, не пострадали ее сотрудники и почтальоны, не пострадали наши совместные финансовые результаты, эффективность управления компанией. Мы — коммерческая организация. Процентов 60-70 наших сотрудников до сих пор уверено, что зарплату на почте платят из государственного бюджета. Мы им рассказываем: «Нет, это результаты вашей работы», но менталитет их пока еще отстает от происходящих изменений.
У нас выработаны определенные планы, разработана программа действий. Мы надеемся, что подписка останется одним из ключевых бизнесов для почты. И этот бизнес будет для нас не просто обязательным и обременительным, а сможет стать настолько эффективным, чтобы почта не теряла здесь экономические интересы, чтобы участники рынка не страдали от происходящих изменений, а самое главное — подписчики не утратили интерес к изданиям, а подписка была доступна для них и по географическим принципам, и по ценовым параметрам.
Виктор Кокорев, заместитель генерального директора Агентства «Роспечать»:
Главный вопрос, который всех сегодня интересует: какова дальнейшая тарифная политика в области подписки? Министерство связи информировало, что рост стоимости подписки не превысил 25%. Однако магистральная составляющая, как известно, увеличивается на 15% каждые два года, что также сказывается на росте конечной подписной цены.
Дмитрий Страшнов:
Инфляционная составляющая всегда будет иметь место в себестоимости и издательств, и распространителей. И в данном случае, если мы говорим о магистральных перевозках, это элемент, который не учитывать нельзя. Это топливо, железнодорожные тарифы, электричество, которые от нас не зависят.
Конечно, в стоимости подписки инфляционная составляющая будет корректироваться. Вы должны это понимать, и подписчик, я думаю, морально к этому готов. Безусловно, на инфляционной составляющей мы зарабатывать не должны. Это наша позиция. Инфляционную составляющую мы должны вывести на тот режим, когда она поднимается синхронно, как это происходит в других потребительских отраслях, а не делать это скачкообразно, не в унисон с общей тенденцией. Цены подниматься будут, но на инфляции зарабатывать не будем точно. Основная цель – выйти на самоокупаемость, не потерять бизнес. У нас нет цели закрыть бизнес (подписку — прим. ред.), потому что он неприбыльный. Это самое главное, и издатели должны это знать.
Что касается субсидий на подписку почте, то их уже не будет.
Виктор Кокорев:
Чья была инициатива отказаться от них?
Дмитрий Страшнов:
Это не то, чтобы инициатива... Я считаю, это (работа без субсидирования из госбюджета — прим. ред.)правильная модель, потому что почта — коммерческое предприятие. Если бы почта сейчас была государственной, бюджетной компанией, это была бы совсем другая история. Сегодня же нам говорят: вы должны быть эффективными, вы должны самоокупаться. И это правильно.
Вопрос субсидий, связанных с подпиской, мне кажется, должен транслироваться на издания. Почта не должна получать деньги, чтобы потом их трансформировать в некую себестоимость для потребителя. Мы не что иное, как «труба», задача которой — логистика. Мы должны получить определенные объемы и очень быстро и качественно доставить их людям. Дотировать нас, с точки зрения экономики, наверно, не стоит.
Это не позиция наша или министерства, это позиция правительства в целом. Ожидать, что мы вернемся к моделям, при которых мы получаем дотации, компенсирующие наши убытки, не приходится. Поверьте мне, Министерство связи очень многое сделало, чтобы донести до правительства и премьер-министра важность подписки, донести реальную ситуацию с ценообразованием и потерями почты.
Еще раз повторюсь: ни почта, ни Министерство связи не считают подписку второстепенной. Вопрос подписки — это не вопрос предоставления субсидий почте, а вопрос на уровне политики государства в области поддержки средств массовой информации.
Участники круглого стола. Фото: PlanetaSMI.RU
Сергей Моисеев, президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП):
Со стороны почты уже не раз делались заявления, что она ни в коем случае не хочет потерять бизнес-составляющую в своей деятельности. Но вы же должны понимать, что ваш бизнес по доставке (подписных тиражей — прим. ред.) строится около другого, издательского бизнеса. Мы прекрасно понимаем, что почта должна выживать, понимаем, что дотации ей не дают, не потому что денег нет, а потому что почта и определенные силы в Правительстве РФ не хотят этих дотаций. Поэтому их и нет… Мне вот интересно было бы узнать, когда мы все вместе возьмем и посчитаем: выиграл рынок или потерял от этого изменения политики почты? Давайте сделаем прогноз хотя бы на два-три года вперед, и посмотрим. Хотя я и так уверен, что в будущем у почты просто не останется этого (подписного — прим. ред.) бизнеса. Дай Бог, чтобы я ошибался. Но думаю, что я не ошибаюсь — подписка превратится в ничтожный бизнес, который, по сути дела, останется только по городам.
Дмитрий Страшнов:
Поверьте, я не принадлежу к тем людям, которые ради чистоты эксперимента по созданию эффективной бизнес-компании отказываются от дотаций по убыточному сегменту. А идею вашу я поддерживаю. Нам нужно попробовать создать модель будущего, посчитать, к чему мы можем прийти, посмотреть, сколько может стоить такой-то тираж, такое-то издание в таком-то регионе в будущем. И тогда мы с вами поймем, будет или не будет потребитель что-то выписывать. Нам нужно изучить и международные практики, посмотреть на опыт тех стран, в которых подписка является мощным инструментом, в том числе социально-политического воздействия, общения государства и населения. Каким образом работает подписка там? Как она происходит, какие модели существуют, кем и на что дотируется? Ведь зачастую велосипеды уже придуманы. И, может быть, на основании этих данных, через какой-то период времени, мы сможем выйти к правительству с инициативой и сказать: «Мы провели работу и понимаем, что почта движется по экономическим законам в одном направлении, а ее социальная составляющая идет вразрез. Между ними расхождение, которое, чтобы закрыть, нужно такое-то количество денег». То есть мы сможем вернуться к этому вопросу, уже опираясь на четкие факты и данные по подписке.
Вячеслав Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы:
Считаю, что нам нужно создать общественный совет при ФГУП «Почта России» из экспертов медиаотрасли, который бы в постоянном режиме взаимодействовал с почтой от лица всего рынка.
Дмитрий Страшнов:
Да, нужно, чтобы этими вопросами кто-то постоянно занимался.
- (На следующий после заседания день, 21 августа 2014 г., «Почта России» официально объявила о созданни совместного с издателями экспертного совета — см. здесь; прим. ред.)
Сергей Цыганов, исполнительный директор ИД «Собеседник»:
Недавно мы получили уведомление, что с 1 января 2015 года тарифы ГЦМПП вырастут на 15%. На примере ИД «Собеседник», хочу показать, как они у нас росли. Сейчас мы перевозим по каналам ГЦМПП 250 тонн наших тиражей в месяц. В прошлом, позапрошлом годах было больше — до 300 тонн. Сейчас — уменьшение. Чтобы иметь льготные тарифы ГЦМПП, под крышей одной транспортно-логистической компании объединились несколько издателей, поэтому мы получаем льготные тарифы ГЦМПП.
1 января 2010 года нам увеличили тариф на 15%. 1 июля 2011 года — на 17%, 1 июля 2013 года — на 15%, 1 января 2015 года — на 15%. Итого рост за последние пять лет — 78%. И когда речь идет о 250 тоннах — цифры получаются очень серьезные, сильно усложняющие жизнь издателей. Очередное увеличение тарифов на 15% серьезно ударит по издательскому бизнесу и по бизнесу структур, занимающихся перевозками. Все наши смежные бизнесы занимаются оптимизацией: типографии уже 5-6 лет не только не поднимают цену, чтобы не потерять издателей, но и даже снижают их за счет оптимизации; бумажники, которые раньше регулярно, два раза в год поднимали цены на 3-5%, последние годы уходят от повышения цен… Поэтому, если есть возможность сделать повышение тарифов ГЦМПП с 1 января более адекватным, более рыночным, более соответствующим реалиям сегодняшнего дня, было бы очень хорошо.
Дмитрий Страшнов:
Спасибо. Со своей стороны уверяю, что у нас нет никакой мотивации вести двойную бухгалтерию, что-то от рынка утаивать. На инфляции мы не зарабатываем. Если растут жд-перевозки, значит, мы его просто транслируем повышением тарифа; если растут авиа — транслируем повышение авиа. Приведенные выше данные по росту тарифов мы проверим.
В.Керов, Д.Страшнов. Фото: PlanetaSMI.RU
Андрей Авдонин, генеральный директор ИД «Мир новостей»:
Розница (в почтовых отделениях — прим. ред.) и подписка тесно связаны. На рынке появилась информация, что на почте планируется большая реорганизация розницы, включая изменения условий договоров, которые могут резко ухудшить условия многострадальных издателей…
Дмитрий Страшнов:
По рознице общая политика простая: мы хотим упорядочить ассортиментную линейку. В почтовых отделениях в розницу должны продаваться товары, тем или иным образом связанные с почтой: канцелярия, пресса, книги, марки. Они должны быть везде. Понятно, что в глубинке к ним добавляются товары повседневного спроса, в том числе и продовольственные. Но газеты и журналы должны продаваться в любом отделении. Нельзя, чтобы в отделении молоко было, а газет не было.
В заключении скажу, что очень хорошо понимаю заботы издателей, и хочу, чтобы и они поняли нас. К сожалению, в существующей ситуации мы все — заложники. Я считаю, что решение проблем в области подписки лежат на уровне несколько высшем, чем почтовый. Это — политические решения руководства государства. Нужны нам печатные издания или нет? Если нужны — то какие, и как их поддерживать? Ответы на эти вопросы зависят не от почты.
Я думаю, что многие вопросы подписки будут закрыты после того, как мы совместными усилиями проведем работу по анализу ситуации и прогнозу на будущее, учтем международную практику и добьемся того, чтобы наиболее удачные ее примеры начали работать в России. Если во всем цивилизованном мире государство действительно осознанно поддерживает прессу, в том числе и в области подписки, значит, эта модель имеет место быть. По крайней мере, она имеет право на обсуждение на уровне руководства государства.
Анна Луговая