Подписная кампания на второе полугодие имела одно существенное отличие: «Почта России», не получив дотаций от государства на компенсацию своих затрат по доставке периодики, подняла до небес свои тарифы. Многие эксперты сходились во мнениях, что рынок периодики, и без того стагнирующий с 2009 года, может совсем рухнуть. И похоронить с собой не только популярные среди широкого круга читателей издания, но и целую отрасль отечественной экономики, включающую издательские дома, типографии, каналы сбыта.
Поэтому обмен мнениями на «круглом столе» начали с итогов подписки на второе полугодие. Почта – а ее представляли заместитель генерального директора Инесса Галактиона и директор департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Дмитрий Усанов – считает результаты успешными. «По факту мы ждали катастрофу, однако она не случилась», – признались представители аппарата управления почты. И посетовали на излишний пессимизм издателей, которые прогнозировали как минимум 50-процентное падение, а оно составило по России «всего» 20 процентов.
Издатели прояснили, почему больших потерь удалось избежать: колоссальные усилия редакционных коллективов, помноженные на поддержку местных властей в ходе досрочной подписки (по старым еще ценам!), помогли сделать существенный задел (за две недели!) и набрать от 30 до 50 процентов подписного тиража. Оставшиеся экземпляры добирали в течение трех месяцев уже по более высоким ценам.
Впрочем, редакторы с недоверием отнеслись к «оптимистической цифре» в 20 процентов. По экспертным оценкам, она все же выше.
– Катастрофа не миновала – она просто отложена на время, – иронично и точно заметила опытнейший редактор из Ростова-на-Дону Вера Южанская («Наше время»).
Кстати, всех потряс такой факт, ею озвученный: чтобы снизить цены на подписку на свою газету на двести рублей, она брала кредит в банке. Вот что значит любить свое дело…
«Момент истины» может наступить в первом полугодии 2015 года. Ведь в текущем полугодии уже не будет низких подписных цен на периодику.
Почта в первом полугодии 2015 года прогнозирует падение подписного тиража еще на 23 процента к уровню аналогичного 2014 года. «А потом, – по словам представителей аппарата управления, – будет подъем». Так записано в бизнес-планах «Почты России».
В такое «светлое будущее» почему-то никто не верит. Газетчики с позицией неизбежности потерь в первом полугодии 2015 года не соглашаются. Олег Каштанов, главный редактор из Саранска, член Общероссийского народного фронта, заметил: «Если прогноз почты на первое полугодие 2015 года оправдается, то это будет катастрофой».
Издатели прямо заявили, что считают фактически случившийся обвал рынка подписки России преднамеренным действием.
Вера Южанская: «Падение тиражей – это рукотворная катастрофа, ведущая к сокращению информационного поля России». Ее поддержал успешный издатель более двух десятков газет из Северодвинска Вячеслав Белоусов: «К чему мы пришли? Газеты искусственно изымаются из нашей жизни. Проблема падения тиражей – рукотворная, во всем мире тиражи растут, а у нас почему-то падают. Рынок подписки проседает, но пока не умирает».
Вячеслав Белоусов в очередной раз сослался на известного исследователя российского рынка прессы немца Норберта Больца, который считает, что нет объективных причин для смерти прессы, и что «самое большое будущее – у печатных изданий».
Какие выводы из сложившейся ситуации делают руководители медиа?
Ставка почты исключительно на повышение тарифов как единственный путь решения всех проблем ошибочна. Дмитрий Полянин, главный редактор из Екатеринбурга, поставил вопрос так: «Нехорошо складываются обстоятельства не с подпиской, а с почтой… Нам бы понять, за что мы платим, и почему нельзя было повышение тарифов проводить поэтапно, чтобы меньше при этом страдал читатель?»
Редакторы сошлись во мнении, что подписка остается ключевым звеном канала сбыта тиражей, никакая розница ее не заменит. Поэтому нужно признать, что доставка прессы в нашей большой стране – это социальная функция почтового оператора, которая должна субсидироваться государством.
С такой точкой зрения профессионального сообщества согласно и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Заместитель начальника Геннадий Кудий озвучил позицию своего ведомства: «Дотациям на подписку – «да»! В рамках России это не такие уж большие деньги, от 6 до 7 млрд. рублей ежегодно. Практика поддержки подписки, а по факту – это поддержка читателей, существует во многих странах мира». И нынешняя ситуация, считает Геннадий Кудий, сложилась отчасти потому, что «в России печатные СМИ явно недооценены. Хотя во всех региональных рейтингах «Медиологии» по пять-шесть печатных изданий присутствует».
Каким видится выход из кризиса?
Почта снизила пороговые значения скидок для региональной прессы: теперь скидка в 17 процентов предоставляется не с тиража в 15,5 тыс. экземпляров, а с 10 тыс. Но во многих российских регионах уже давно нет газет с такими тиражами, поэтому издатели предлагают эту скидку применять начиная с 5 тыс. экземпляров. Зато отменена весьма существенная скидка в 40 процентов при подписке «до востребования» – услуга перспективная, но до конца подписчиком не распробованная.
Издатели предлагают «Почте России» провести эксперимент и снизить цены на подписку: «Уверены, что в итоге и тиражи, и доходы почты вырастут. Здесь четко прослеживается закономерность: чем выше цена – тем ниже тиражи». Тем более что нынешние высокие цены на подписку не привели ни к росту доходов низового звена почты, ни к повышению качества услуг – газеты как не доставляли, так и не доставляют вовремя!»
Но снижать цены почта не намерена. Этот настрой был заметен, когда зашел разговор о декаде подписки (она запланирована с 25 сентября по 4 октября). Почта выделяет призы для подписчиков (хорошие призы – никто не спорит!), но газетчики считают, что более разумным в данном случае было бы предоставить скидки с услуг по подписке и доставке периодических изданий. Почта не соглашается с этим доводом: у нас, мол, и так убыточные тарифы. Но без скидок почты редакционные скидки – в силу своей мизерности – теряют всякий смысл.
Так как же печатным СМИ отстоять свое законное право на существование?
Почтовиков областного звена на встрече представлял директор Курского филиала «Почты России» Виктор Вырожемский, и он, как ни странно, излучал оптимизм. Важно, считает потомственный почтовик, чтобы людям постоянно говорили о тех преимуществах, которые несет печатная пресса, – это качественная информационная «пища». Меньше напоминали о старых, более низких, ценах, создавая при этом отрицательный эмоциональный фон. «Я считаю, что сохранение тиражей – это вопрос веры в свои силы. Тем более что у почтальонов появился стимул для хорошей работы, – им увеличили премии за подписку», – отметил Виктор Вырожемский.
С его оптимизмом трудно согласиться, но как бы там ни было, Курская область, несмотря на повышение тарифов, естественную убыль населения, находится в тройке лидеров России по плотности подписки на душу населения и свои тиражи не теряет.
Еще один подход – долговременный – заключается в том, что нужно растить своих читателей.
Уже упоминавшаяся Вера Южанская продвигает в Ростовской области идею включения местных газет в образовательную программу в школах в качестве методического материала: «Наш долг – научить детей читать. Именно в местной, региональной прессе есть масса материалов, которые помогут в освоении школьных предметов, причем самых разных. Да и ощутить себя гражданином тоже помогают газеты».
Кроме того, в Ростовской области прорабатываются предложения по субсидированию из регионального бюджета доставки областных и местных газет для отдельных категорий граждан.
В общем, движение навстречу друг другу издателей и почты есть, хотя и очень медленное. Учитывая нынешнюю ситуацию, Министерство связи и массовых коммуникаций России создало Экспертный совет по региональной прессе, его возглавит исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России Софья Дубинская. В Совет войдут около 30 редакторов.
А в ноябре в Екатеринбурге пройдет первое всероссийское совещание по проблемам региональных СМИ. Хочется надеяться, что это поможет выстоять региональной прессе.
Виктор РУДЕНКО
Источник: Коммуна