В проекте участвуют три городских издания: газета «Вечерняя Москва», «Московский журнал «История государства Российского» и «СтоЛичность» — приложение газеты «Аргументы и факты». Мы говорим о проекте с Юлией Казаковой, заместителем руководителя Департамента СМИ и рекламы города Москвы, который был инициатором проекта.
— Запуская проект «Пресса в образовании» три года назад, мы начинали с небольшого количества школ и планировали сделать его общегородским, — говорит Юлия Георгиевна. — И сейчас мы вышли на этот уровень, это определенная оценка успешности проекта. Что дает старшеклассникам чтение газет и журналов? Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость прививать подросткам основы информационной грамотности?
- С каждым годом информационное пространство становится все плотнее, все больше новостных источников, в том числе часто с недостоверной информацией. Чтобы сформулировать свое мнение и дать самостоятельную оценку происходящего, нужно уметь грамотно разбираться в информационном потоке. Мы надеемся, что с помощью этого проекта школьники получат необходимые навыки. А кроме того, еще и новые знания. Какие основные цели стоят перед проектом?
Основная цель — приблизить прессу к старшеклассникам. Нам хотелось бы, чтобы школьники, которые в основном живут в интернет-пространстве, читали газеты и журналы и осознавали преимущества, которые может дать чтение качественной прессы. Для нас очень важно, что проект приняли учителя и методисты. В том, что проект хорошо принят учениками и родителями—во многом их заслуга: как они подают эти материалы, как используют в своей работе. Проект дает учителям возможность сделать уроки интереснее, актуализировать изучаемые темы. Нам удалось заслужить доверие профессионалов, а это дорогого стоит. Большое им спасибо за новаторство и ежедневный труд. О проекте узнает все большее количество людей, но далеко не все понимают, в чем его суть. Появились даже мифы о том, что в школах вводятся уроки чтения газет — что-то вроде политинформации, которая была в советское время.
- Проект заметили, о нем говорят—и это хорошо. Если помните, политинформации проводились в эпоху тотального недостатка информации. Сейчас же скорее наоборот— ее переизбыток. И нужно учить детей ориентироваться в этой непростой информационной среде. Отличать факты от мнений, проверенную информацию от пред положений и уток, аналитику от субъективной оценки и т. д. Учить понимать, что информация должна исходить из достоверных источников, опираться на проверенные факты, что могут быть различные точки зрения. Это важно. И в этом смысле уроки, посвященные навыкам чтения газет, могут быть полезны. Конечно, речь не идет о какой-то пропаганде с помощью этого проекта, в нем нет политики. Как относятся к проекту учителя, ученики и их родители?
Мы получаем много позитивных, благодарных откликов в письмах, через соцсети. И от учителей, которые воспринимают проект как помощь в своей работе, и от учеников и их родителей. Особенно ценны советы и рекомендации учителей по использованию публикуемых материалов. Еще хочу сказать, что журналисты изданий — участников проекта с большим энтузиазмом поддержали этот живой и динамичный проект. Творческим людям интересно работать в таком необычном формате. И особо ответственно с учетом возраста читателей. Будут ли присоединяться к нему другие газеты и журналы?
Мы с самого начала планировали, что спектр изданий- участников должен быть широким, чтобы охватить различные тематики и направления. Так, в этом году журнал «Здоровье» и «Детская роман- газета» подготовят специальные тематические выпуски в рамках проекта. Будут и другие издания.
- Каковы критерии отбора изданий — новых участников проекта?
В первую очередь предъявляются очень жесткие требования к качеству содержания. Мы ставим высокую планку, и издания должны ее выдерживать. Мне бы хотелось, чтобы проект способствовал повышению качества журналистики. А возможно, кто-то из нынешних старшеклассников благодаря проекту выберет профессию журналиста. Расскажите о перспективах развития проекта. Прежде всего мы очень надеемся, что он найдет положительный отклик в школах, присоединившихся к проекту в этом году, станет привычным и даже необходимым. Важно, чтобы в рамках проекта развивалось направление обучения детей медиаграмотности. Также будет полезно поработать над созданием методик по работе в рамках проекта, используя накопленный уникальный опыт московских учителей-новаторов. Возможно, это будет стартом для запуска его и в других городах.
Источник: Вечерняя Москва
Похожие материалы: Проведено исследование детского чтения в России