Заставляя читателей брать на себя роль дистрибуторов, печатное издание Works That Work’s планирует достичь большей аудитории.
Издание Works that Work, выпускаемое в Нидерландах, реализует принцип социальной дистрибуции, что является первым и пока единственным экспериментом в этой отрасли. Издание поставило во главу угла дизайн, который нравится потребителям, чем покорило сердца читателей как печатной, так и электронной версии. При этом в распространение электронной версии вовлечены самые преданные фанаты издания, выполняющие роль добровольных дистрибьюторов.
Основатель журнала, графический дизайнер Питер Билак, называет это социальной дистрибуцией. Работает система так: поклонник издания договаривается с любимым книжным магазином, чтобы в нем это издание продавалось по какой-то фиксированной цене. Если магазин дает согласие, читатель приобретает у издателя 10 или более копий журнала за половину цены (печатная копия стоит 20 долларов, в то время как электронная версия стоит 10 долларов) и затем продает экземпляры в книжный магазин или киоск прессы по цене чуть выше той, за которую он приобретал издание, но ниже конечной цены, по которой издание будет продаваться с прилавка. Себе читатель-дистрибьютор забирает разницу от покупки-продажи издания.
Эта схема делает читателей дистрибуторами, хотя стоит понимать, что немногие даже ярые поклонники согласятся продвигать издание на таких условиях. Но в любом случае они могут просто приобретать его для себя и друзей по более низкой цене.
«Мы посмотрели на нашу логистическую цепочку и подумали, «пересмотрели» издание и пути его распространения, а также обратили особое внимание на дизайн, который позволит распространять журнал новым способом», - говорит Билак.
Такая схема хороша для очень небольших изданий, таких как Works that Work, тираж второго (июльского) номера которого составил всего 3 500 экземпляров. Половина из них разошлась именно по обычным читателям, а половина как раз была распродана таким способом социальной дистрибуции и экземпляры оказались дома у друзей и знакомых дистрибуторов и в книжных лавках. Из 32 магазинов, распространяющих это издание, большая часть находится в Европе, хотя есть отдельные точки и в Индозии, Гонг-Конге, и некоторых других странах. Эта статистика не включает такие места распространения издания, как колледжи, школы, и пр., в которых прочитавшие передают издание из рук в руки.
Социальная дистрибуция была создана для поддержки глобального распространения небольших изданий, со считанным тиражом, в Азии и Южной Америке. Изданию, в котором работал Билак до создания Works That Work, посвященном архитектуре и дизайну, не удавалось добиться распространения тиража в таких странах, как Индия, Россия или Бразилия. «Такие издания рассчитывают только на англоговорящие страны, может быть Германию, и остальную Европу. В остальных регионах издаваться невыгодно – слишком дорого».
Глобальное распространение издания было тщательно спланировано, рассчитано с учетом данных каждого экземпляра и затрат на транспортировку. «Мы продумали конверты для доставки даже до того, как спроектировали сам журнал», - говорит Билак. Эти идеи были не только у Билака, когда он начал реализовывать свою задумку, имея лишь 30 000 евро на первый тираж.
«Мне было все равно, будет ли это издание сделано в формате электронной книги, онлайн версии или печатного журнала. Я возлагал надежды на печатную версию, но не знал точно, что из этого сработает». Но желания читателей сформировались быстро: 90% из них заявили, что хотят читать журнал в печатной версии или и в электронной, и печатной вместе.
«Именно читатели сделали свой выбор в том, что касается физического воплощения издания. А мы уже думали, как донести до них информацию в желаемом ими виде, с максимальным охватом», – говорит Билак.
Но экономическая модель издания далека от совершенства. Издатели до сих пор не знают, как будут платить по счетам. В первом выпуске было немного рекламы, но второй выпуск Билак попробовал сделать только за счет спонсорских денег, которых хватило, чтобы покрыть не более половины расходов. Это при том, что зарплату получают только сотрудники, сам Билак не оставляет себе ни цента.
Источник: niemanlab.org
Перевод: Анастасия Правдина