Главной целью проведенного исследования явилась выработка основных задач по поддержке и развитию отрасли, а также информирование Минкомсвязи о ходе исполнения Приказа №197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».
Для получения наиболее актуальных и достоверных данных о состоянии киосковой розницы по продаже прессы АРПП напрямую обратилась к распространителям. Ответы на вопросы анкеты, разосланной представителям рынка, были получены из 6 федеральных округов Российской Федерации. При этом 58% компаний, принявших участие в опросе, являются представителями крупных сетей (100 и более киосков), 21% - сетей среднего размера (50-99 киосков) и 21% - небольших сетей, содержащих от 10 до 49 киосков.
Обработка полученных от распространителей данных позволила выявить зависимость динамики количества объектов в киосковых сетях по всей России от размера сети: выяснилось, что почти 88% всех крупных сетей за прошедший год закрыли свои нерентабельные объекты. При этом количество киосков в составе средних и небольших сетей в большинстве своем увеличивалось, реже – оставалось неизменным. Происходило это, главным образом, в целях оптимизации затрат и использования эффекта масштаба.
Единой тенденцией, характерной для киосковых сетей прессы всех размеров, стало снижение у большинства компаний как выручки от продаж прессы, так и общей выручки по объекту. Это привело к снижению показателя рентабельности у 70% опрошенных компаний.
Интересен в данном исследовании и блок данных, посвященный анализу факторов, оказавших негативное влияние на финансовые показатели работы киосковых сетей. Более половины участников опроса признали лидером среди угроз внешней среды вмешательство в бизнес местных властей, зачастую имеющих отношение как к сносу торговых объектов прессы, так и к сужению разрешенного к продаже ассортимента.
Более половины сетей связывают отрицательную динамику финансовых показателей (своих и отрасли в целом) с отсутствием на российском рынке новых издательских проектов. 50% распространителей отметили как негативный фактор и снижение промоактивности издателей, что сказалось на их рекламных бюджетах.
Стоит заметить, что развитию киоскового бизнеса по распространению прессы в 2013 году мешали и такие факторы, как рост арендных ставок, кадровое проблемы на рынке и установленный законом вывод табака из ассортимента киосков.
Что касается запрета на продажу сигарет, то чтобы сохранить в своем ассортименте группу товара «Табак», более трети сетей пошли по пути замены киосков на павильоны. Ряд компаний, исполняя рекомендации, изложенные в Приказе Минкомсвязи №197, а также с целью увеличения торговой площади под сопутствующие товары заменили старые киоски на новые объекты большей площади.
Модернизацией киосков и оснащением его дополнительным оборудованием с целью расширения ассортимента занялась за последний год ровно половина опрошенных киосковых сетей, а остальные приняли решение не проводить дополнительных инвестиций в бизнес. Среди сетей, установивших дополнительное оборудование, наибольшей популярностью пользовались холодильники для хранения прохладительных напитков и мороженного, а также вендинговые автоматы и кофемашины.
Проанализировав результаты исследования, эксперты рынка выделили отдельную категорию «успешных» киосковых сетей. К ним были отнесены те сети, которые удержали показатель рентабельности на уровне прошлого года или улучшили его. Для этой группы распространителей в АРПП выделили общие характеристики и тенденции.
Следует отметить, что в АРПП продолжают поступать заполненные анкеты представителей киосковой розницы России по продаже прессы, поэтому отчет об исследовании будет дополняться, обновляться и совершенствоваться. Окончательная версия мониторинга будет обнародована на Всероссийском совещании, которое по инициативе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ пройдет в текущем году и будет посвящено анализу исполнения рекомендаций, изложенных в упомянутом Приказе №197.
Компании, распространяющие прессу через киоски, могут принять участие в данной аналитической работе, сообщив в АРПП дополнительные сведения о своей сети.
Пресс-служба АРПП